Три дня, пoнeдeльник, втoрник и срeду ничeгo нe eли и нe пили; в чeтвeрг и пятницу eли суxo… В Нижнем Новгороде было Божие откровение некоему благочестивому человеку, именем Григорий. И вот явился в народе неведомо откуда свиток с описанием помянутого явления. Свиток распространялся повсюду, он ходил и в московских таборах. В Вычегде эти свитки были получены 9 октября. Нижегородцы, слыша такие вести, сами удивлялись. желая благополучной тишины после толиких волнений, и все решились лучше умереть, чем нарушить этот земский всенародный пост. Значит, города пересылали их и налагали на себя пост в то самое время, как у Троицы писали по казацкой просьбе призывные грамоты. Народ без монастырских и церковных поучений, без совета и повеления от каких бы то ни было властей сам собою наложил на себя суровейший пост, не избавляя от него ни младенцев, ни домашнего скота, и исполнил его не только в городах, но и во всех волостях. Получая эти свитки во всех городах, все православные народы приговорили, по совету всей земли, не писанному и не сказанному, поститься три дня. Но пересылались из города в город, из волости в волость, и все во всем государстве пост исправили. В пересылавшихся грамотах так объясняли дело еще 29 мая, когда под Москвой бодрствовало ляпуновское ополчение. Являлся ему во сне Господь и повелел для спасения земли всем поститься три дня. Затем 24 августа, через месяц по смерти Ляпунова и когда патриарх Гермоген писал грамоту о казацкой присяге воренку, в Володимере было видение и тоже составился и распространился свиток. Одна сохранившаяся грамота о таком приговоре со списками видений идет из Ярославля в Вологду, оттуда в Устюг, оттуда в Вычегду, оттуда в Пермь с наказом, чтобы пересылали вскоре списки-свитки Божьих откровений дальше, и в Пермский уезд, и в Сибирские города, чтобы во всех городах и уездах всему православному христианству было известно тако сотворити. Бодрствование и напряжение всенародной патриотической мысли по всем городам яснее всего обозначилось и достославно выразилось в обстоятельстве, которому удивлялись и изумлялись и сами современники. Все города бодрствовали как один человек; переписывались друг с другом, собирались на веча, на сходки; читали приходившие грамоты, рассуждали и обсуждали писаное и составляли ответы.
Всероссийский пост в 1611 году как способ побороть Смуту
1 сентября, 2015 adminGWP