wpthemepostegraund

Четвертая власть. Как людям управлять своей страной каждый день

Что такое четвертая власть?Первая власть – законодательная, вторая – исполнительная, третья – судебная.

Четвертой же властью образно называют средства массовой информации, которые якобы имеют большое влияние на общество.

Разговоры о четвертой власти ведутся довольно давно. О ней упоминал еще
Томас Карлайл, британский писатель и философ 19-го века, а также его
соотечественник и современник, политик Томас Маколей. Маколей впервые
печатно упомянул о четвертой  власти в современном ее понимании. Оскар
Уайлд, британский писатель, поэт и философ,  четвертой властью считал
журналистику.

Мы понимаем, что СМИ никогда не являлись и не
являются властью в классическом ее определении. Согласно этому
определению, власть – это возможность и способность навязать свою волю,
воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их
сопротивлению. СМИ не имеют законного права насильно принуждать к
совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.

СМИ
являются скорее инструментом, который можно использовать как во благо
людям, так и во вред. Инструмент этот довольно мощный. Он воздействует
на настроения, мысли, а в итоге и на действия людей.

Почему в “нормальном” государстве СМИ могут быть четвертой властью?В
условно “нормальном” государстве предполагается, что каждая из властей
выполняет возложенные на нее обязанности. Законодательная создает
законы, исполнительная – исполняет их, а судебная решает споры и раздает
наказания нарушителям. СМИ находят и освещают разные проблемы,
возникающие и тут, и там,  доносят информацию до граждан и до трех
властей. При этом все власти взаимодействуют друг с другом и со СМИ,
взаимокорректируют свою деятельность.

И если СМИ вскрывают
какую-то проблему, то в ее разрешение включаются исполнительная,
судебная и даже законодательная власть. В этом случае СМИ (а через них,
потенциально, любой гражданин, увидевший проблему первым) опосредованно,
через три официальные власти, осуществляют свои “властные” полномочия.

Классический
пример мощного воздействия СМИ на процессы в стране – “Уотергейтский
скандал”, повлекший за собой отставку президента США Ричарда Никсона.
Как написал американский исследователь Самюэль Хантингтон, «В двух самых
драматических внутриполитических конфликтах периода никсоновской
администрации – конфликтах, вызванных публикацией документов Пентагона и
Уотергейтом, – органы массовой информации страны бросили вызов и
нанесли поражение главе исполнительной власти. Пресса фактически сыграла
ведущую роль в том, что до сих пор не удавалось ни одному отдельно
взятому институту, группировке или комбинации институтов в американской
истории – лишить своего поста президента, который был избран менее двух
лет назад, добившись поддержки большинства, ставшего одним из самых
значительных в американской истории».

В этом случае СМИ выступили настоящей четвертой властью и фактически уволили “проштрафившегося” главу исполнительной власти.

В
условно “нормальном” государстве СМИ собирают и распространяют
информацию, которая важна гражданам и властям для решения возникающих
проблем. Тем самым СМИ, хоть и опосредованно, добиваются конкретного
результата, воздействуя на деятельность и поведение людей, даже вопреки
их сопротивлению. Четвертая власть работает.

Почему в Украине это не работает?В Украине, как постсоветской стране, разделение властей еще не стало традицией по сути. Власти разделены лишь формально.

При этом каждая власть занимается не тем, чем должна была бы заниматься.

Главные функции властей в Украине:

1.
Организация коррупционных схем добычи денег, в том числе создание
внутривластной вертикали по подъему взяток и “откатов” снизу наверх.

2.
Удушение противников, желающих занять места во власти и,
соответственно, в “кормящих” схемах, а также противников, желающих
разрушить эту клоаку и навести порядок в стране.

Поэтому любой
информационный сигнал СМИ о возникшей проблеме рассматривается с точки
зрения безопасности властной кормушки. Засветившийся в СМИ своими
безобразиями представитель низшего звена власти изгоняется с позором
только для того, чтобы не “светить” системность коррупционных схем и
“рыбу” покрупнее.

А если вдруг какого-то чиновника ловят на
взятке, то скорее всего потому, что он перестал передавать эти взятки
наверх или же стал “откусывать” себе с этих потоков не по чину много.

И как бы СМИ ни светили на проблемы, властям некогда – они занимаются своей насосно-лифтовой работой.

СМИ
также погрязли в коррупции экономической и политической – публикуют
“джинсу” (заказные платные публикации без упоминания платности и
заказности), занимаются информационным киллерством по указке хозяев.
Единичные примеры нормальной работы СМИ только подчеркивают системность
безобразий.

Как создать настоящую четвертую власть?
Предпосылки

В
эпоху интернета и социальных сетей, компьютеров-планшетов и смартфонов,
цифрового видео – появляется уникальная возможность собирать и
передавать информацию от каждого человека к каждому человеку.

Мы
видим, как новостные и тематические сайты, блоги, форумы, социальные
сети, фото и видеохостинги наполняются текстами, фото и видеозаписями
миллионов людей. Люди описывают и записывают все, что кажется им
интересным и делятся этой информацией со всеми вокруг.

Особо
“горячими” становятся тексты, фото и видео, которые сигнализируют о
преступлениях, проблемах, нарушении прав людей. Эти материалы являют
собой зачатки гражданского репортерства, народной журналистики,
простейших микроСМИ.

Каждый может взять мобильный телефон, пойти
на место происшествия (криминального, техногенного или
социально-политического) на своей улице, снять видеосюжет и выложить его
на видеохостинг. Это зачатки гражданского телевидения. “Далеко вижу”
(телевидение) – вижу из Донецка и знаю, что произошло во Львове, потому
что кто-то пошел и снял видео о происшествии, а потом выложил его на
YouTube.

Сегодня легко можно с помощью вебкамеры транслировать живое видео в интернет.

Потенциально каждый человек, которому интересно собирать и распространять информацию, может стать общественным репортером.

Рождение медиасферы Земли

В
этом огромном “броуновском движении” уже начали появляться “сгустки”
протоСМИ, когда люди или группы людей регулярно собирают и
распространяют информацию о событиях на интересную им тему.

В
этом первобытном медиа-супе намечается структура будущей глобальной
информационной социальной сети, живого, вечно меняющегося, подвижного,
дышащего, огромного СМИ размером с планету.

Журналистские СМИ
скоро утонут, растворятся в этой глобальной медиасимфонии. Интереснейшие
поднимутся и станут островами на пересечении миллиардов медиапотоков.

Вся страна – СМИ

В
Украине множество людей вовлечены в процесс создания всеукраинской
информационной социальной сети, СМИ размером со страну. Вовлечены
неорганизованно. Точнее – разрозненно-самоорганизованно.

Множество
людей реагирует на события, публикует информацию о них, подключается к
конкретным действиям и акциям в интернете и вне его.

Люди
выявляют проблемы, зовут на помощь всех неравнодушных, идут на улицы и в
учреждения и стараются решить эти проблемы. Мы видим, как зарождающиеся
народные протоСМИ сразу начинают оформляться в четвертую власть,
которая действует непосредственно. Люди берут информацию, распространяют
ее, идут на место происшествия и воздействуют на ситуацию физически. И в
результате, например, милиционер-преступник попадает за решетку. Или
останавливается незаконная стройка, нарушающая права людей. Примеров
таких – тысячи.

Если системно подойти к этому вопросу, можно создать СМИ размером с Украину.

Возможно создать настоящую четвертую власть

Множество
гражданских репортеров (которые могут быть и гражданскими активистами),
вооруженных доступной техникой и репортерскими знаниями базового
уровня, будут выявлять и освещать все – малые и большие – проблемы,
непрерывно возникающие по всей стране.

Множество мультимедийных информационных площадок будут транслировать собранную информацию.

Множество
гражданских активистов (которые и сами могут быть репортерами), включая
общественные организации, подключаются к решению выявленных проблем.

Таким
образом рождается настоящая четвертая власть. Она не только освещает
информационно, влияет виртуально, но и воздействует физически.
Воздействует в том числе и на первые три власти. Заставляет эти власти
выполнять возложенные на них обществом функции.

Активные
граждане, реализуя свои конституционные права, способны, как власть,
навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других
людей, организаций и учреждений, даже вопреки их сопротивлению, с целью
соблюдения прав и свобод, исполнения действующего законодательства,
создания новых законов, устраняющих выявленные безобразия.

Четвертая власть. Как гражданам управлять Украиной каждый деньГраждане
могут управлять своей страной каждый день непосредственно, сами. А не
во время выборов и только опосредованно, через разных депутатов.

Такое
управление становится возможным благодаря четвертой власти. Власти
средства массовой информации, в которое вовлечены сотни, тысячи,
миллионы активных неравнодушных граждан.
Неравнодушных и так или
иначе активных граждан, как показывают социологические исследования, в
Украине 10-15%. Представим себе на мгновение 3 или 4 миллиона
организованных в систему гражданских репортеров. Кто может закрыть такое
СМИ? Кто может его купить? Кто способен совладать с ним?

Представим
себе, что по всей стране этими миллионами репортеров выявляются и
освещаются проблемы. Миллионы активистов идут и решают эти проблемы.

Решенные
и нерешенные проблемы опять освещаются, записываются в положительный и
отрицательный опыт, берутся в дальнейшую проработку.

Как мы
помним, по определению, власть – это возможность и способность навязать
свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже
вопреки их сопротивлению.

Согласно статьи 5 Конституции Украины, “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.”

Четвертая
власть как раз и является инструментом непосредственного народовластия.
При этом четвертая власть, то есть вооруженный информацией народ, может
взаимодействовать с первыми тремя властями – законодательной,
исполнительной и судебной – для наиболее полной реализации
конституционных прав граждан.

Когда в стране три власти погрязли в
коррупции и самоудовлетворении, народ все чаще выходит на улицы. Еще
немного – и начнутся суды Линча. В том числе и над осатаневшими от
воровства и безнаказанности представителями трех властей. Но это не
выход. Это начало хаоса.

Выход из создавшейся ситуации в стране
для граждан в том, чтобы начать реализовывать свои конституционные
властные права. Четвертая власть – это хороший инструмент. Проверенный,
действенный инструмент.

Никто не может победить народ, вооруженный информацией.

Пора начать управлять своей страной каждый день.

Андрей Мирошниченко

    

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.