wpthemepostegraund

Военно-исторические блокбастеры царских времен

прoпaгaндa  
20 вeк  

Прeдлaгaeм вaшeму внимaнию стaтью Oлeгa “Verhwolf” Тaрaсoвa “Вoeннo-истoричeскиe блoкбaстeры цaрскиx врeмeн”, пoсвящённую дoрeвoлюциoннoму кинo.


В нaчaлe двaдцaтoгo стoлeтия в цaрскoй Рoссии нe былo нaцпрoeктa “Я пoмню, гoржусь”. Нe былo, нaвeрнoe, зa нeнaдoбнoстью – и бeз тoгo и пoмнили и гoрдились. Тeм нe мeнee, вoeннo-истoричeскиe фильмы пoлучaли пoддeржку нa сaмoм высoкoм урoвнe и иx съeмки чaстичнo финaнсирoвaлись из кaзны. Крoмe тoгo, трaдиция испoльзoвaть нa съeмкax вoeнныx фильмoв сoлдaт рoссийскoй aрмии зaрoдилaсь имeннo тoгдa – в гoды прaвлeния пoслeднeгo рoссийскoгo импeрaтoрa. Никoлaй II кaнoнизирoвaн кaк мучeник и стрaстoтeрпeц, нo кaк глaвa гoсудaрствa oн сoвeршил нeмaлo oшибoк, привeдшиx в кoнцe кoнцoв к гибeли Импeрии. Тeм нe мeнee, в oблaсти финaнсирoвaния вoeннo-пaтриoтичeскoгo кинoпрoизвoдствa никaкиx oшибoк oн нe сoвeршaл.

Прaктичeски всe вoeннo-истoричeскиe блoкбaстeры дeвятисoтыx – дeвятьсoт дeсятыx гoдoв снял рeжиссeр Вaсилий Гoнчaрoв (1861-1915). В нaчaлe двaдцaтoгo стoлeтия oн рaбoтaл нaчaльникoм жeлeзнoдoржнoй стaнции Мaлoрoссийскaя на Владикавказской железной дороге, а в свободное от службы время писал пьесы, которые никто не хотел ставить. В 1908 году он оставил железнодорожную службу и решил полностью посвятить себя творчеству. В Москве ему наконец удалось пристроить на театральные подмостки пьесу “Понизовая вольница”, посвященную знаменитому разбойнику Стеньке Разину. Для пьесы ему потребовались “киноиллюстрации” и он обратился к продюсеру Александру Дранкову с просьбой снять фильм о любви Разина к персидской княжне. Так родился на свет первый русский исторический фильм. Гончаров в этом фильме был только автором сценария, съемками занимался режиссер Владимир Ромашков. Ныне этот фильм смотрится как комедия. Хотя снималась именно историческая драма. Просто в те времена о том, как снимать исторические драмы кинематографисты имели весьма смутное представление – кинематограф не только в России, но и во всем мире делал первые шаги.

Стенька Разин. 1908 год

В шесть минут экранного времени уместилась любовь легендарного разбойника Стеньки Разина к персидской княжне, некрасивый поступок товарищей атамана, оклеветавших княжну и финальная сцена, в которой Стенька «за борт ее кидает в набежавшую волну». С этим фильмом связан и первый скандал по поводу авторских прав – с просьбой «охранять его авторские права во всех синематографических театрах» Гончаров обратился в Союз Драматических и Музыкальных Писателей, но получил отказ. «Качал права» и композитор Ипполитов-Иванов – музыку, которую он написал для пьесы, теперь исполняли в кинотеатрах. И при этом никто ему ничего не платил. В фильме есть и первый спецэффект – худосочному актеру было не так-то просто выкинуть за борт увесистую княжну. Поэтому ее заменили манекеном. Но из-за монтажной склейки зритель не замечает момента, когда актрису заменяет манекен. Премьера фильма состоялась 28 октября 1908 года. И фильм имел шумный успех – до сих пор в российских кинотеатрах крутили в основном французские фильмы и первый русский исторический фильм стал настоящей сенсацией.

Жизнь и смерть Пушкина. 1910 год.

Тем не менее, Гончаров рассорился с Дранковым по поводу авторских прав и решил снимать кино самостоятельно. В 1910 году он снимает на московской студии “Гомон” первую русскую биографическую драму “Жизнь и смерть Пушкина”. Получился типичный фильм эпохи становления кинематографа. Жизнь и смерть великого поэта уместилась в пять минут экранного времени. Посмотреть этот шедевр и не засмеяться (или не расплакаться от умиления) физически невозможно. «Жизнь и смерть Пушкина» вызвала целый шквал разгромных рецензий в ведущих столичных газетах. Но зрители приняли фильм вполне благосклонно – не каждый же день увидишь на экране самого Пушкина (пусть даже не очень похожего на свои портреты).
В это же время начинается сотрудничество Гончарова с Александром Ханжонковым – самым известным кинопродюсером царской России. На студии Ханжонкова Гончаров снимает еще целый ряд историко-этнографических фильмов, таких как «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия».

Оборона Севастополя. 1911 год

В 1911 году Гончаров предложил Ханжонкову снять дорогой и масштабный фильм об обороне Севастополя в годы Крымской войны. Когда Ханжонков понял во сколько обойдется съемка такого блокбастера, он предложил Гончарову отбыть ко Двору за Высочайшей поддержкой. В случае, если Государь откажет в своей поддержке, Гончаров обязуется не докучать Ханжонкову никакими просьбами
ни о чем. Расчет был верным – бюджет фильма получался не менее 40 тысяч рублей, астрономическая сумма для того времени (годовой доход зажиточного крестьянина не превышал в ту пору сорока рублей!). Вернувшись из столицы ни с чем, Гончаров навсегда перестанет беспокоить кинопродюсера. Но Гончарову удалось совершить невозможное – он получил не только поддержку Государя, но и добился выделения финансирования из казны. Более того, по указанию Николая II, в создании фильма приняли участие историки и военные. В съемках фильма впервые были задействованы подразделение российской армии. Кроме того, в фильме снялись и ветераны Крымской войны. Впервые в истории мирового кино съемка батальных сцен велась сразу двумя камерами.
“Оборона Севастополя” стала не только дорогим, но и самым длинным российским фильмом тех лет – почти 100 минут экранного времени (до наших дней дошла только сокращенная версия из коллекции Госфильмофонда). Во время демонстрации фильма в крупных городах применялись и своеобразные звуковые “спецэффекты” – на показы фильма приглашали солдат, которые в нужные моменты палили холостыми (правда, сеансы в этих случаях приходилось прерывать, чтобы проветрить кинозалы от пороховых газов). Финансирование из казны было лишь частичным и Ханжонков вложил в производство фильма все свои средства, тем не менее, ему удалось не только “отбить” деньги, но и получить прибыль – фильм пользовался популярностью.

“1812” – 1912 год

Ободренные усехом “Обороны Севастополя”, Василий Гончаров и Александр Ханжонков вспомнили о приближающемся юбилее – столетней годовщине войны 1812 года. “Моя мечта направить все свои силы и средства на правдивую и художественную постановку эпизодов Отечественной войны 1812 г. Накануне предстоящего юбилея картины такого же названия, несомненно, будут сняты иностранными фирмами, которые, преследуя исключительно коммерческие цели, не могут, да и не захотят позаботиться об исторически правильном освещении подвигов наших героев, что так важно для всех граждан России и особенно нашего подрастающего поколения.” – это отрывок из ходатайства Ханжонкова на имя Великого Князя Александра Михайловича. Ходатайство было удовлетворено. Единственным требованием Императора стало исключение из фильма сцен с Александром I. Ханжонков пришел к выводу, что в одиночку его студия со столь масштабным проектом не справится и привлек на поммощь московское отделение французской фирмы Братья Пате. В итоге фильм вышел не только в России, но и во Франциии. Многие сцены российско-французского фильма о великой российско-французской войне представляли собой по сути экранизации великих живописных полотен – “Наполеон на кремлевской стене”, “Военный совет в Филях” и т. д. В фильме были были не только масштабные батальные сцены с участием регулярных частей русской армии, но и очень мрачные новаторские сцены – например, зрителям показали как волки лакомятся телами замерзших французских солдат. Для съемок этой сцены использовались чучела, набитые кусками сырого мяса и волки знаменитого дрессировщика Дурова. К сожалению в версии фильма, дошедшей до наших дней, эта сцена отсутствует. В финале фильма перед зрителями предстали дожившие до 1912 года современники той войны. Раздражение критиков вызвала только работа профессионального актера Кнорра, изображавшего Наполеона – Наполеон показался им слишком суетливым. А в общем и целом и критики и зрители были единодушны – настоящий шедевр. В Бородино, например, был организован показ фильма для пяти тысяч сельских старшин.
В августе 1914 года наша страна вступила в войну, которую позже назовут Мировой, а еще позже и Первой мировой. Это война стала последней войной, в которой приняла участие Российская Империя. Ей на смену пришла другая империя – Советская. Гончаров – создатель первых русских военно-исторических блокбастеров, скоропостижно скончался в 1915 году. Александр Ханжонков в 1920 году отправился в эмиграцию, но уже три года спустя вернулся в Россию, работал в Госкино, чуть не оказался за решеткой за растрату казенных средств и умер 26 сентября 1945 года уважаемым советским пенсионером.
Традиции патриотического кино, заложенные Гончаровым и Ханжонковым оказались востребованы в конце тридцатых – в последние предвоенные годы. Тогда на экраны вышел целый ряд великолепных фильмов и о царских полководцах и о самих царях.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.