wpthemepostegraund

Судьба без почвы и почва без судьбы. Передача 9-я.

Судьба деревни как главного источника национальной жизни – такова тема последней программы цикла. Начиная с 1950-х годов процесс так называемого «раскрестьянивания» принимает в России обвальный характер. «Колхоз переделал крестьянина», — говорит один из персонажей рассказа Александра Яшина «Рычаги». Этот рассказ станет одной из многочисленных попыток советских писателей понять и изменить судьбу деревенского мира. Современник Яшина Фёдор Абрамов создаёт целую эпопею разрушения своего родного села Верколы – тетралогию «Пряслины». Криком души и жестом отчаяния станет для Абрамова знаменитое открытое письмо землякам «Чем живём-кормимся», которое осенью 1979 года ненадолго привлечёт внимание советского общества к жизни деревни.

Краткая историческая справка

В литературе 1950-80-х годов ХХ века все чаще поднималась тема народной жизни в послевоенные годы, особенно ярко эти вопросы освещались именно в произведениях писателей-народников. «Деревенской» принято считать прозу, так или иначе связанную с темой деревни, с проблемами обычных русских людей, простых тружеников земли. Писатели-«деревенщики» В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, В. Щукшин, Ф. Абрамов и многие другие старались провести глубокое исследование жизни деревни, углубиться в разные периоды ее исторического развития. В их произведениях раскрываются сложнейшие социальные и нравственные проблемы деревенской жизни. Героями таких произведений становятся люди самых обычных профессий, которые ежедневно, ежеминутно в своем труде совершают самый великий подвиг — строят счастливое будущее своей страны.

Ярким представителем писателей-«деревенщиков» является Федор Абрамов, которому были хорошо знакомы не только крестьянский быт, деревенские нравы, но и само время — жестокое, опасное, калечившее людей. Абрамов пытался художественно осмыслить все, что происходило с людьми, с народом на протяжении длительного исторического периода. Его произведения, его герои поражают горькой правдой жизни, картинами трагического влияния времени на отдельного человека и на весь русский народ. Боль за происходящее в деревне поглощает все остальные чувства писателя. О чем бы ни говорил Абрамов, его сердце непременно остается с людьми, выросшими на земле, впитавшими в себя всю прелесть русской природы. Для них, как и для автора, деревня, земля остаются самым родным, близким и важным в жизни. Земля, труд на ней являются для крестьян источником настоящего счастья. Но земля приносит им и серьезные трудности и испытания. Так, Федор Абрамов в своих произведениях показывает, как диктатура людей; не понимающих и не любящих землю, губит деревню. Писатель говорит о том, что если и выживет деревня, то только за счет великих духовных сил крестьян и характера, словно вышедшего из самой Русской земли.

В лучших романах писателя («Братья и сестры», «Пути-перепутья», «Две зимы и три лета») воссоздается тот исторический путь, который прошла деревня с начала Великой Отечественной войны и до наших дней. И если в военные годы люди сознательно отказывали себе во всем, мобилизовали все силы, надеясь, что вскоре счастье и достаток вернутся и жить станет легче, то после окончания войны они оказались перед еще большей проблемой. Людям нелегко было разобраться в причинах послевоенной неустроенности. Снова понадобилось страшное напряжение сил, чтобы поднять из пепла разрушенное хозяйство страны. И снова вся надежда была только на них — на тех, кто никогда не оставит родную землю.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.