wpthemepostegraund

Присоединение Подкарпатской Руси к СССР

религия  
20 век  

Подкарпатская Русь (Угорская Русь) – это исторический регион проживания русинов в Центральной Европе. Русины считают себя самостоятельным народом, а их язык значительно ближе к русскому, чес к украинскому. В 1919 году Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословацкой республике по договору, подписанному в Сен-Жермене странами Антанты и Чехословакией. Сами русины при этом стремились присоединиться к СССР.

Вот что в своей книге “Украина – противостояние регионов” пишет Александр Широкорад про присоединению Подкарпатской Руси к СССР.:



В 1941 — 1943 гг. созданные архимандритом Алексием Кабалюком «православные комитеты», охватившие всю Подкарпатскую Русь, стали выдвигать требования о присоединении к СССР. Архимандрит Алексий был убежденным приверженцем идеи национального единства карпатороссов с русским народом и присоединения Подкарпатской Руси к России.

В 1944 г. он становится инициатором и вдохновителем Православного съезда, который состоялся 18 ноября 1944 г. в Мукачево. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину, которое подписали: игумен Феофан Сабов, заместитель епископа и администратор Мукачевско-Пряшевской епархии, и другие.

В этом послании говорилось:

Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпато-русская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года. В 1919 году на мирной конференции наша область, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой Республике. Уже тогда нашу область признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя «карпаторусс», «русин», т.е. «Руси-сын», «вера русска», «жена русска», «мама русска» и т.д. С названием «Украина» наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь, и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало.

Очень интересно, что галицкие украинствующие сепаратисты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию и говорили: «Кацапи, маскали, вам мисто у Москви, у вашего Сталина». Мадяре при избиении нас тоже говорили: «Муско, комуништо, иди в Москву к твоему Сталину». Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы…

Наш народ-русин — Руси-сын. Наши матери не рождали нерусских сыновей. Наша русскость не моложе Карпат… Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной Армии. Но эта радость молниеносно была убита в нашем народе вестью, что наша Карпатская Русь, под названием ЗАКАРПАТСКАЯ УКРАИНА, войдет в состав Чехословацкой Республики. Оказывается, что мечты наших предков остались только мечтами и для нас. Но, наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве. Чаша нашего терпения переполнена: довольно игрались нами наши недруги, бросая нас из рук в руки.

ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрада и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.

В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года.

Православный съезд принял решение направить свою представительную делегацию в Москву для решения всех вопросов, в нее вошли все подписанты письма к Сталину. Днем раньше в Мукачеве состоялось общее собрание делегатов местных комитетов — «о воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом».

Увы, Сталин не оценил чувства русинов и решил записать их в украинцы. Что послужило причиной такого решения, сейчас сказать трудно. То ли неверно понятые, геополитические интересы России, то ли пропахший нафталином ленинский «пролетарский интернационализм»…

В итоге 25 июня 1945 г. СССР и Чехословакия подписали договор «О Закарпатской Украине» (без какого-либо участия присоединяемого государства), согласно которому Закарпатская Украина присоединялась к СССР. Не успели стороны обменяться грамотами, как 22 января 1946 г. Президиум Верховного Совета Украины принял постановление «Об образовании Закарпатской области в составе УССР». Таким образом, суверенная русинская республика с президентом и органом законодательной власти — Народной радой — без всякого волеизъявления народа была ликвидирована и присоединена к Советской Украине как обыкновенная область.

—-

Отдельно стоит рассказать про архимандрита Алексия Кабалюка.

Схиархимандрит Алексий (в миру Александр Иванович Кабалюк) родился 12 сентября 1877 в карпато-русской деревне Ясенье (тогда оно находилось на территори Австро-Венгрии) в семье униатов-русофилов. Окончил церковно-приходскую школу и поступил послушником в греко-католический монастырь Кишь-Баранья.

В 1905 году Кабалюк поехал в Россию, пробыл там недолго, но загорелся искренней привязанностью к православию, и вернувшись оттуда, стал проповедовать среди русинов. Через год он снова побывал в России, в Киеве, а затем совершил паломнические поездки в Почаев и Палестину.

В 1908 г. Александр Кабалюк побывал в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре в Греции на Афоне. Там он побеседовал с игуменом этого монастыря Мисаилом, после чего тот присоединил Кабалюка к Православной церкви.

В 1909 году в Хусте был собран очередной тайный съезд православных русинов. Ситуация в регионе накалялась — уже были попытки перехода крестьян в Православие в нескольких деревнях, а жителям Изы и Великих Лучек путём тяжелейших испытаний переход удался.

В этом же году по предложению униатского священника-русофила Бачинского, служившего в Ясиня, было решено отправить Александра Кабалюка в Россию, для получения священнического звания. Александр Кабалюк второй раз поехал в Россию, где в Яблочинском монастыре Александр был пострижен в монашество с именем Алексий и рукоположен в иереи.

Вернувшись на родину к великому посту 1911 года как помощник Мишкольцского протоиерея, отец Алексий устроил в Ясине домовую церковь, которую оборудовал складным иконостасом и другой церковной утварью, вывезенной из России, и помимо богослужебной деятельности работал простым точильщиком, не желая обременять прихожан. Его приезд вызвал озабоченность мадьярских жандармов, которым он предъявил грамоту патриарха. Они отослали эту грамоту в Будапешт, откуда было получено разрешение отцу Алексию служить в Ясине, не выезжая за пределы села. Но отец Алексий видел огромное количество православных русинов, нуждающихся в священнике, и постоянно предпринимал попытки выезжать в различные селения Закарпатья. Его множество раз арестовывали жандармы, но он не оставлял свою подвижническую деятельность, и объехал множество деревень, в которых многие люди в первый раз видели православного священника. Он совершал требы, служил зачастую ежедневно по нескольку недель кряду. За это время в Мараморощине, по данным венгерской газеты, в православие перешло около 14 тысяч человек. Слава о православном батюшке разошлась по всей Карпатской Руси, чем были весьма обеспокоены власти. Слежка за отцом Алексием усилилась, и вскоре он практически не мог продолжать свою деятельность. Он был вынужден уехать в Россию, а затем в Америку, где совместно с священником Александром Хотовицким окормлял общину американских карпатороссов.

В 1912 году венгерскими властями был инициирован судебный процесс над русинами. Около двухсот человек были арестованы по подозрению в государственной измене в пользу Российской империи. Утверждалось, что русины получают «российские рубли» за свою деятельность. Против крестьян свидетельствовали два корчмаря-еврея, которые утверждали, что у одного из арестованных видели тысячерублёвую купюру (при том, что купюры такого номинала не выпускалось).

Первоначально разбор дела планировался в Дебрецине 5 ноября 1913 года, но по стечению обстоятельств суд проходил в Сиготе, центре Мармароша, с 29 декабря 1913 года.

Всего под суд попали 188 человек не считая отца Алексия (Кабалюка), который приехал из Америки и сдался суду, как только узнал из письма А. Геровского, что против изян и его самого возбуждён процесс. По ходу следствия прокурор отказался от обвинения половины подозреваемых, и судили 94 крестьян и отца Алексия. Следствие велось несколько месяцев, и процесс вызвал большой интерес в обществе не только в Австро-Венгрии, но и за её пределами. Аналогичный этому процесс несколько лет назад проходил в Загребе, в Хорватии, там проводился суд над 54 сербами, обвинёнными в государственной измене. В Сигот защищать православных русинов приехали сербские адвокаты из южной Венгрии, среди которых был известный адвокат из Нового Сада Хаджич, а также словаки Людовит Митачек и Юрко Яношко.

3 марта 1914 года был оглашён приговор: отец Алексий Кабалюк был осужден на 4 года и 6 месяцев и штрафу в 100 крон от шести месяцев, отец Николай Сабовок на три года, остальные (около 30 человек) получили от 2,5 лет до 6 месяцев заключения. По его окончании император Николай II даровал Алексию Кабалюку золотой напрестольный крест.

Выйдя из заключения, отец Алексий продолжил свою деятельностью по служению Богу и народу Карпатской Руси. Он до конца жизни остался в основанном им Свято-Никольском монастыре в селе Иза. В 1921 году Алексий Кабалюк открыл Собор Карпаторусской Православной Церкви, автономно существовавшей в составе Сербской Православной Церкви, на который съехалось около четырёхсот делегатов. На съезде был принят устав и официальное название — «Карпаторусская Православная Восточная Церковь». В этом же году Алексий Кабалюк был избран игуменом мужского монастыря в Изе, а в 1923 году — архимандритом. Затем епископ Досифей назначил отца Алексия председателем Духовной консистории и настоятелем прихода Хуста.

В 1944 г. он становится инициатором и вдохновителем Православного съезда, состоявшегося 18 ноября 1944 г. в Мукачево, и принявшего обращение к Сталину о присоединение Карпатской Руси к СССР.

То, что русины присоединились к СССР не в форме ещё одной республики СССР, а в качестве территории Украинской ССР, очень тяжело воспринималось Алексием.

Архимандрит Алексий скончался 2 декабря 1947 года, приняв схиму. Похоронен он был на братском кладбище Свято-Никольского монастыря в Изе. В 1999 году были обнаружены практически нетленные мощи схиархимандрита Алексия, а 21 октября 2001 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике святых.

Источники

1. Алексий (Кабалюк)

2. Второй Мармарош-Сиготский процесс

3. Исторические связи Карпатской Руси со святой горой Афон

4. Александр Широкорад. Украина – противостояние регионов. М.: Аст, 2009

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.