wpthemepostegraund

Праздник древонасаждения в дореволюционной России

обычаи и нравы  
19 век  
20 век  

Одним из первых организаторов Праздника древонасаждения считают Д. Стерлинг Мортона, администратора штата Небраска в США, впоследствии занимавшего пост министра земледелия. В 1874 году, в первый День леса, по его инициативе в штате Небраска было посажено более 12 миллионов деревьев. Затем праздник распространился по другим штатам США, а к его проведению подключились детские организации. Позже праздник Древонасаждения пришел в Европу и Россию.

Первоначально датой проведения праздника был определен день 1 августа (по старому стилю) или 14 августа (по новому стилю). Он связан с православным праздником — Днем происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который отмечался в это время. Этот день являлся профессиональным праздником лесоводов.

Впервые в России этот праздник был проведен 16 апреля 1898 г. в Петербурге.

Студенты и профессора Лесного института Санкт-Петербурга, чиновники Лесного департамента, более 1500 учеников городских училищ приняли участие в первом празднике Дней древонасаждения. Праздник начался утром возле пристани на Неве рядом с Летним садом. Под звуки марша все двинулись к «Дубкам» — роще, которую когда-то посадил Петр I. Протоирей Николай Розанов сказал на открытии праздника: «Кто сам посадил дерево и ухаживал за ним, тот никогда не станет неосмотрительно ломать и истреблять деревья».

Известен инициатор Дней древонасаждения. Это первый декан лесного отделения Петровской земледельческой и лесной академии Василий Тарасович Собичевский. В столичных газетах сообщалось: «Предложение вице-директора Лесного департамента В.Т. Собичевского считать посадки деревьев началом ежегодных российских праздников, Дней древонасаждения, присутствующие встретили дружным одобрением». В.Т.Собичевский вспоминал: «Самое пылкое воображение не в состоянии представить всей прелести ожившей перед нами картины, когда сотни ребятишек, оставив школьные скамьи, с невыразимым удовольствием под руководством своих наставников для общего дела, для общего блага сажали деревья».

В эти дни особое внимание уделялось массовости, проводились народные гуляния. Пожеланием к празднику стали слова императора Николая II: «Желательно, чтобы этот добрый обычай просто у нас привился».

Большое внимание празднику уделяла Православная Церковь. К 1902 году праздник проводился более чем в сорока регионах России.

Как уже сообщалось выше, в США к проведению этого праздника были подключены детские организации. Более того, среди школьников был организован «Союз оберегания деревьев». Для народных школ начали устраивать весенние праздники, сначала в разные дни, а потом остановились на последней пятнице апреля.

Воспитательную роль этому празднику придавали и в России. В начале ХХ в. в России была популярна книга известной детской писательницы, педагога, члена Русского женского благотворительного общества Клавдии Лукашевич «Праздник древонасаждений», в которой повествовалось о морально-нравственной пользе праздника, содержались материалы и предложения по его организации. Автор книги начинает свое изложение, вспоминая народную мудрость: «Кто посадит дерево, того благословят внуки», «Без труда – нет плода», «Лес да вода – поле красят», «Лесу нет, и гриб не родится», «Безлесье – неугожее поместье».

Однако, не все в России разделяли мнение насчёт воспитательной пользы этого праздника для детей. Вот что 15 июля 1899 года писалось в «Крымском вестнике» (Севастополь) по этому поводу:

Корреспонденции

Феодосия, 13 июля

Праздники древонасаждения, получая у нас в последнее время значительное распространение, начинают проникать и в сельскую среду. Об этом довольно деятельно хлопочат учителя некоторых земских школ, но как в каждом деле многие впадают при этом в крайности, и в этих праздниках видят средство к выполнению грандиозных задач по облесению наших сел. Как на характерный в этом отношении пример мы можем указать на поступившую в уездную земскую управу пространную докладную записку учителя насыпкойcкой земской школы г. Татаринова, трактующую об устройстве праздников древонасаждения. Ссылаясь на предложения г. инспектора народных училищ Таврической губернии об устройстве таких праздников, г. Татаринов, после разъяснения цели их и значения, ясно указывает на то, что он видит в них средство к облесению наших пустынных сел, деревень, их площадей и дорог. Г. Татаринов указывает на ряд посадочных работ, которые он намерен произвести при помощи учащихся во время “праздников древонасаждения”, а именно обсадить церковную ограду в Насыпи Кое, произвести двухрядное насаждение шелковицы по двум сторонам сада владельца экономии, обсадить деревенское кладбище и даже обсадить по обе стороны шоссе, начиная от экономии Насыпи-Кой до гор. Феодосии, т.е. на протяжении 8 верст!.. Будучи, очевидно, вполне уверенными, что земская управа отнесется с полным одобрением к этим предначертаниям, г. Татаринов, по нашему мнению, увлекаясь сам, стремится еще увлечь и других: при начертанной им программе ”праздники древонасаждения” могут превратиться в довольно чувствительное ярмо для учащихся, которые прежде всего должны учиться грамоте. Если мы будем требовать, чтобы ученики народных школ “Веселясь и играя” насаждали бы деревья, кусты и цветы, украшали бы наши храмы, наши школы, наши дома, улицы, площади и дороги, то не превратим ли мы народную школу в казарму, в которой будет эксплоатироваться детский труд? Над этим следовало бы призадуматься, тем более, что г. Татаринов, устроивший прекрасный школьный сад, считается в этом деле довольно компетентным и с его мнением, вероятно, будет считаться и земство.

Иначе обстояли дела в других регионах России. «Четырнадцать весен, начиная с 1901 года, во многих, больших и малых, селениях Вятской губернии проходили школьные «праздники древонасаждения» — с оркестрами, проповедями, песнями, шествиями и веселым, радостным трудом. В Ижевске, например, успели сделать четыре таких праздника», — отмечает Е.Ф.Шумилов. В 1901 г. в Вятке появилось первое издание книги Аркадия Николаевича Меньшикова «Как устраивать праздники древонасаждения в школах сельских, деревенских и городских. В руководство зеленых праздников». Книга переиздавалась в последующие два года. Ее автор подчеркивал особую роль духовенства в организации «зеленых праздников». Именно священник должен был донести до населения слова о христианском отношении к лесу: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (..) и повелел возделывать его и хранить его» (Бытие. 2:8, 15).

Идею проведения праздника древонасаждения активно поддержала общественность губернских городов. Так, в начале ХХ в. достаточно регулярно устраивался этот праздник в Перми, о чем свидетельствует, например, «Летопись Перми» В.С.Верхоланцева: в 1902 г. праздник проходил 12 мая, такой же праздник был организован и в следующем году по инициативе П.Н.Серебренникова (учащиеся на пароходе уехали в Нижне-Курьинские дачи, где и занялись посадкой деревьев). Вероятно, военные и революционные потрясения начала ХХ в. ненадолго прервали эту традицию в Перми, но уже с 1908 г. праздник древонасаждения возрождается. В этом году День древонасаждения происходил 26 сентября. В нем поучаствовало около тысячи детей, учащихся в местных школах. Был проделана большая работа, посажено около тысячи лип и дубков и 500 кустов акации. Каждый участник праздника сажал саженец. Среди населения велась пропаганда озеленения родных мест.

В Ростове-на-Дону праздник Древонасаждения состоялся впервые 7 апреля 1910 года. Значительную роль в подготовке общества к празднику в разъяснении его значения, в пробуждении особенного интереса к нему сыграла местная пресса. В «Приазовском Крае», «Южном Телеграфе», «Ростовском Вестнике», «Южном Вестнике», журнале «Садовод» появлялись на тему проведения праздника древонасаждения статьи, фельетоны, заметки.

Городское управление отвело для древонасаждения четыре десятины городской земли у Братского кладбища.

На отведенном участке нанятые рабочие предварительно выполнили перевалку земли на два штыка. Городское управление отпустило 46000 саженцев из своего питомника. Для посадки были выбраны клен, акация, дуб.

Эскиз будущего парка безвозмездно выполнил художник-садовник Кеппель. В изыскании средств на технические работы в проведении праздника приняла участие учащаяся молодежь. Устроенный в Ростовском театре ученический спектакль-концерт «УТРО» дал чистого сбора на сумму 908 рублей 50 коп. Это был первый в Ростове спектакль, в котором приняли участие почти все учащиеся средних учебных заведений. Оркестры, хоры и солисты были прекрасно подготовлены.

Праздник древонасаждения в Ростове

В посадке участвовало 3218 мальчиков и девочек. Неучаствующих и смотрящих на процедуру посадки деревьев было 30000. Они стояли живыми шпалерами по обочинам закладывающегося парка и смотрели на работу своих товарищей. Саженцы были рассажены за полчаса. Работа была закончена. Учащиеся соединились вместе и стали завтракать. Под руководством М.И.Извекова и И.Хоменко, ближайшем участии фельдфебеля Глупакова была приготовлена полевая каша. Кашу готовили в огромных котлах, врытых в землю. Далеко по степи распространялся запах этой вкусной питательной каши. Ковшами черпали казаки кашу, разливали ее… Звенели тарелки и чашки для чая.

В Екатеринбурге в начале ХХ в. проведение праздника древонасаждения взяло на себя общество «Уральский Майский Союз» (УМС), чей устав был утвержден в 1909 г., однако реальное функционирование началось в 1913 году. В задачи УМС входило: «сближение детей с природой, возбуждение в них наблюдательности, развитие гуманных чувств ко всему живущему и сближение воспитанников разных учебных заведений на почве общей работы».

Накануне праздника 28 апреля 1913 г. в помещении музея Уральского общества любителей естествознания агроном екатеринбургского земства П.Е.Патрушев прочел детям лекцию «Жизнь и питание растений, посадка и уход за ними». Сам праздник прошел 5 мая в соответствии с программой. Участники праздника собрались на площади у Екатерининского собора. По словам очевидцев, площадь представляла красивую и радостную картину: «Каждый из детей держал в руке маленький флаг того цвета, который избрало его училище (белый, голубой, сиреневый, синий, желтый, темно зеленый), а впереди каждой колонны несли большой флаг того же цвета с инициалами У.М.С. и с изображением летящей ласточки». На площади собралось около 650 детей, присутствовали члены-союзники общества и иная взрослая публика.

О.протоиерей Пономарев совершил на площади молебствие. Потом стройные колонны двинулись к памятнику Александра II, около которого председатель общества М.О.Клер обратился к детям с краткой речью по поводу праздника древонасаждения. Оттуда дети по группам направились к местам посадки. У школ детей ожидали священники, окропившие святой водой детей и деревья, предназначенные для посадки. Каждый член-союзник под руководством садовника и членов союза посадил дерево в яму, приготовленную накануне им самим, и укрепил дощечку с названием дерева и своей фамилией, обязуясь таким образом заботиться о деревце. После посадки деревьев для детей организовали чай и иг

Следует отметить, что деятельность Майского союза по проведению праздника древонасаждения проводилась в русле государственной политики по увеличению площади лесов. А для Урала эта проблема была особенно актуальной. Последствия истощения лесных ресурсов в Уральском регионе стали очевидны уже на рубеже ХVIII – ХIХ вв. В переписке между Главным Управлением землеустройства и земледелия и Министерством народного просвещения отмечалось: «…весьма полезно воспитывать в населении здравые понятия о лесе, о необходимости бережного отношения к лесным богатствам, накопленным природой в течение долгих лет, и любовь к лесу. Эта любовь с наибольшим успехом может быть воспринята детьми школьного возраста, и за последнее время на эту сторону воспитания уже обращено внимание; некоторые земства и частные лица организуют для детей в свободное от школьных занятий время так называемые праздники древонасаждения, и лесное ведомство всегда идет навстречу этим начинаниям, отпуская бесплатно, по возбужденным ходатайствам, потребный посадочный материал». Главное Управление землеустройства и земледелия обращалось в Министерство народного просвещения с ходатайством «об организации в учебных заведениях праздников древонасаждения в определенный для каждого климатического района день», а лесное ведомство обязалось помогать в бесплатном отпуске посадочного материала. Министерство народного просвещения призывало Управление Оренбургского учебного округа «озаботиться более широкой и правильной организацией в свободное от учебных занятий время праздников древонасаждения для учащихся в средних и низших учебных заведениях округа».

Не обошёл стороной этот праздник и Сибирь. Развитие древонасаждения в конце XIX века для Красноярска представлялось мерой общественного значения. Этим решалось сразу несколько задач по благоустройству города и качестве качестве меры противопожарной безопасности. В городе на то время существовало очень мало общественных насаждений и совсем мало частных насаждений. Городская дума разъясняла жителям, что живые лиственные деревья по улицам и по граням владений внутри кварталов — это прекрасные щиты от ветров и пыли, от огня и искр.

Летопись пожарного дела приводит многочисленные примеры, когда два-три дерева спасали угрожаемой здание. Особенно велико было значение таких насаждений по переулкам — для защиты зданий на другой стороне переулка, так как господствующие ветры в городе Красноярске западные и юго-западные. Эти живые изгороди были равносильны по значению с поясами каменных строений.

Как и в других регионах России, в Красноярске к этому празднику активно привлекали детей. Основными организаторами праздника становились лесничие и учителя местных школ. Подготовку к празднику проводили специальные комиссии, куда входили представители различных обществ и частные лица, вносившие на проведение праздников значительные средства. После праздника устраивались концерты и лотереи.

Праздник древонасаждения в Красноярске. Высадка деревьев у Гостиного двора на Старобазарной площади

Красноярск. Молебен при закладке сквера на Покровской площади в 1899 г.

Городской праздник начинал готовиться еще с марта. Жители намечали совместно с городской управой, где заложить новый сад или сквер. Многие деревья, например тополя, заказывали в Самаре и оттуда поездом доставляли в Красноярск. Перед праздником заранее масса саженцев развозилась по городу.

Непременное участие в этих шумных торжествах, где с утра по городу разливалась медь военных духовых оркестров, принимали сам губернатор, его жена и дети. Работа была всем в радость, как правило, после этого в городском саду многих школьников и гимназистов угощали мороженым, бесплатно фотографировали. Здесь же проходили концерты и всевозможные лотереи.

Размах озеленения, проводимого в России, оказался настолько велик, что на заседании Санкт-Петербургского лесного общества в 1906 году рассматривалось предложение об открытии Общества покровительства древонасаждениям.

Лесное ведомство получило реальную пользу от праздников Древонасаждения: в начале века были приняты правительственные решения о развитии лесной науки, об укреплении Корпуса лесничих и привлечении земств к лесным делам.

А о том, как в СССР проходило аналогичное мероприятие — «неделя зелёных насаждений», читайте здесь.

Источники

1. Из истории празднования Дней древонасаждения

2. День Древонасаждения возрождается в России

3. Казакова-Апкаримова Е.Ю. Праздник древонасаждения в городах Урала в начале ХХ в.

4. Праздник древонасаждения в Красноярске

5. Л.П. Бердников. Бологоловский Яков Дмитритриевич

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.