wpthemepostegraund

Полтавский мечтатель

Oн мнoгo читaeт, слушaeт лeкции Риxaрдa Aвeнaриусa и увлeкaeтся идeaлизмoм, чтo в кoрнe прoтивoрeчилo мaрксистским вoззрeниям. Нo Лунaчaрский влюбился — нeсмoтря нa людскую мoлву и прeдрaссудки. Oнa былa нa 25 лeт мoлoжe Лунaчaрскoгo, ee брaт Илья Сaц был извeстным тeaтрaльным рeжиссeрoм, oснoвaтeлeм тeaтрa юнoгo зритeля. Нeкoтoрoe врeмя oн занимал второстепенные должности. В ослеплении поднятый молот Ты любовной рукой удержал, И кумир Бельведерский, расколот, Не повергнут на свой пьедестал. Между тем смею предположить, что он стал одним из наиболее видных уроженцев Украины, повлиявших на мировые процессы и на становление советской культуры, образования, философии. Богостроительство было антихристианским учением, провозгласившим религию без Бога, — это течение стало апофеозом идеи Человекобожества. «Оно-то так, но, приехав в Советский Союз, вы перестанете быть философом и перестанете заниматься философскими изысканиями», — объяснил Луначарский. И начиналась его биография с Украины, которая всю жизнь подпитывала Луначарского духовно и интеллектуально.Родился Анатолий Васильевич Луначарский в Полтаве 23 ноября 1875 года в семье действительного статского советника Василия Федоровича Луначарского и Александры Яковлевны Ростовцевой. Он искренне верил в святость своего дела и заслуживает того, чтобы о нем помнили — даже несмотря на все допущенные им ошибки и просчеты.И — как венок великому сыну Украины — стихотворение Валерия Брюсова, посвященное Луначарскому за 10 лет до смерти «профессорского наркома»: В дни победы, где в вихре жестоком Все былое могло потонуть, Усмотрел ты провидящим оком Над развалом зиждительный путь. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Его искания в сфере эмпириокритицизма (так критикуемого Лениным) приводят к написанию двухтомного труда «Социализм и религия». Зал взорвался овациями. д. Точно так же он остановил многих талантливых писателей от попытки вернуться на Родину. Именно здесь он знакомится с социал-демократическими идеями и с революционной средой. В то же время белоэмигранты тоже не жаловали Луначарского — например, Аркадий Аверченко высмеял его в «Дюжине ножей в спину революции». Его тело было кремировано, а прах захоронен в Кремлевской стене. Скорее Луначарский был человеком нецерковным, чем атеистом по убеждениям.Известно, что Луначарский владел украинским языком — он вообще был полиглотом и во время одного из заседаний Коминтерна начал свою речь на русском, плавно перешел на немецкий, далее — французский, испанский, английский и снова — на русский. Параллельно ведет обширную переписку со многими деятелями культуры.Когда Николай Рерих пожелал переехать в Советский Союз, его остановил именно Луначарский. Луначарский окружает себя поэтами, писателями, профессорами, выбивая для них в голодные годы Гражданской войны дополнительные пайки и выписывая пропуска через фронт желающим покинуть страну. Вскоре был заключен брак.В 1929 году Луначарский уходит со своего наркомовского поста. Многих деятелей культуры Луначарский спас от смерти. И.Сталин».В конце 20-х годов нарком Луначарский все больше оттирался в сторону. Но уже в 1909-м Луначарский (к тому времени побывавший в тюрьме и бежавший за границу) расходится во взглядах с Лениным. При желании в этом образе можно узнать совсем другого человека…26 декабря 1933 года в городке Ментона в 30 км от Ниццы Луначарскому стало плохо. Луначарский искренне считал, что с религией в Стране Советов необходимо покончить — и был одним из инициаторов разрушения храмов и передачи их имущества государству.Лев Троцкий вспоминал: «Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Митрополит доказывал происхождение человека от Бога, Луначарский стоял на позициях дарвинизма. По крайней мере, Луначарский был единственным олицетворением «большевизма с человеческим лицом». Богостроители призывали не искать «объективно не существующего» Бога, а построить Его из некой субстанции, из мощи коллектива.Фактически Луначарский в этом вопросе пошел намного дальше Ленина (Владимир Ильич достаточно поверхностно разбирался в вопросах религии): он увидел в марксизме не веру в Бога, а веру без Бога — новое слово в общественной мысли. Но украинский и польский языки Луначарский знал — что называется — для себя, считая их родными и не отделяя от русского. «Культура должна принадлежать массам», — до Ленина этот тезис выдвинул Луначарский.Луначарский восстанавливает деятельность университетов. — К.Б.) побеждает смерть. Фактически до 1917 года Ленин и Луначарский общались эпизодически.Это было очень напряженное время. Он старался не принимать участие во внутрипартийных склоках и фракционной борьбе. Луначарский восхищается Блоком — есть мнение, что поэму «Двенадцать» Блок написал под влиянием Луначарского.Февральская революция 1917 года потрясла Анатолия Васильевича. В письмах жене он признавался, что не поддерживал идею вооруженного восстания, однако был вынужден с нею смириться.После Октябрьского вооруженного восстания Луначарский входит в состав Совета народных комиссаров — в качестве комиссара просвещения. Иных — того же Горького — Луначарский вернул из эмиграции…Очень много странных и противоречивых сторон у одной личности. В 1903 году, вслед за расколом РСДРП, Луначарский после некоторых сомнений поддерживает большевиков и вступает в полемику с меньшевиками и Мартовым… В родной Украине свирепствовал голод, забравший миллионы жизней земляков. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров».Известна публичная дискуссия Луначарского с митрополитом Антонием — о происхождении человека. Это не могло не вызвать раздражения в среде большевиков — за Анатолием Васильевичем закрепилась кличка «Барин». В Москве он занимается подпольной деятельностью. Луначарский не только восхищался Богдановым — он женился на его юной сестре Анне…В 1895 году Луначарский поступает в университет в Цюрихе. «Но почему? Один из антигероев книги — король Виктор Эммануил, «усатый, пузатый карапуз с завышенными амбициями, злобный и мстительный интриган». Имя Анатолия Луначарского вряд ли воспринимается в контексте украинской истории. Будучи талантливым философом и писателем, представителем литературы Серебряного века, метафизиком и лириком, он стал и одним из лидеров большевистской революции, поставившей своей целью построить новый мир. Луначарский критиковал большевиков за участие в работе Государственной думы, позже выступал с пацифистских позиций в годы Первой мировой войны и не понимал тезис Ленина о необходимости превращения борьбы империалистической в войну гражданскую. Вместо этого много пишет — биографии выдающихся людей, литературную критику, начинает работу над Большой советской энциклопедией. Я же разделяю убеждения большевиков!» — удивился Рерих. Любов (именно так, без мягкого знака. Хотя… Луначарский тут же парировал: «С огромным удовольствием принимаю ваше предложение. Его тяготила власть, и он стремился к творчеству. Однако в этот момент их отношения с возлюбленным прекратились. Впрочем, для юного Луначарского его швейцарский период был началом исканий: он вступает в социал-демократические кружки, знакомится с Плехановым, путешествует по Италии и Франции, пишет биографию Гарибальди (ставшего кумиром Луначарского).В 1898 году Луначарский возвращается в Россию. Для Луначарского война была войной — страшным и античеловеческим явлением. Он все чаще появляется среди декадентствующих писателей, заводит дружбу с Габриэле д’Аннунцио и Маринетти (предтечами фашизма), посещает Метерлинка и принимает у себя в гостях Бальмонта, Белого, Андреева, Брюсова. Троцкий в самом начале 1934 года, узнав о смерти Луначарского, написал: «Не только друг, но и честный противник не откажет в уважении его тени».Так закончилась жизнь великого человека, увидевшего свет в Полтаве и ставшего впоследствии строителем новой культуры, нового мира и нового человека. Позже Богданов инициировал создание Социалистической академии, Пролеткульта и первого в СССР Института переливания крови (во время эксперимента с переливанием крови самому себе в 1928 году Богданов умер). Позже Сталин, искренне ненавидевший Луначарского (хотя Анатолий Васильевич отвечал ему взаимностью), напишет на рукописи поэмы Горького «Девушка и смерть»: «Эта вещь посильнее, чем «Фауст» Гете. В это время в его жизни появилась новая пассия — актриса Наталья Розенель. Но заметьте: в моем случае прогресс очевиден, а в вашем — увы!»Тогда же Луначарский выступил с тезисом о том, что человек может победить смерть только любовью. Писал книги — именно в это время появляется его перевод «Фауста», а также очерки о Ленине. Незадолго до рождения Анатолия разыгралась настоящая драма: Александра Яковлевна, имевшая длительный роман с нижегородским чиновником Александром Антоновым, забеременела. В Цюрихе Луначарский вступает в масонскую ложу и пытается постичь суть тайных знаний. Друг юности Николай Скрыпник покончил жизнь самоубийством…Луначарский всю дорогу в Испанию работал над новой книгой о Гарибальди. Пусть пьянил победителей смелых Разрушений божественный хмель, Ты провидел, в далеких пределах, За смятеньем, конечную цель. В советском правительстве он выглядел белой вороной.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.