wpthemepostegraund

Отображение Гражданской войны в советском кинематографе 1918-1932 годов

20 век  
культура  
пропаганда  

Большевики осознавали важность кино как пропагандистского средства, и начали снимать фильмы о Гражданской войне уже с 1918 года. Предлагаем вам ознакомиться с главой «Эпоха немого кино (1918 — 1932 гг.)» из пока неопубликованной книги д.и.н. Юрия Кондакова «Гражданская война на экране. Белое движение», в которой подробно рассказывается про то, как в соответствующий период отображался Гражданская война в советских кинофильмах.

Эпоха немого кино (1918 — 1932 гг.).

Большевики, пришедшие к власти в России в октябре 1917, года прекрасно отдавали себе отчет в необходимости широкой пропаганды своих идей. Одним из сильнейших средств наглядной агитации в то время был кинематограф. Уже в первые годы советской власти В.И.Ленин дает поручение Народному комиссару иностранных дел отправить в Америку в двухстах экземплярах кинохронику, отображающую Октябрьские события, и в пяти экземплярах художественно-игровую картину «Царь Николай II, самодержец Всероссийский». В.И.Ленин требовал от А.В.Луначарского «придавать социалистический дух кинозрелищам». В известной беседе с А.В.Луначарским в 1922 году В.И.Ленин заявлял, что «… из всех искусств для нас важнейшим является кино».1 С самых первых шагов советская власть проявила заботу о кинооператорах. В июле 1918 года по просьбе А.В.Луначарского они получили мандаты, уравнивающие их в правах с деятелями искусств. Мандаты должны были оградить жилье и имущество кинооператоров от уплотнений и реквизиций, практиковавшихся в то время. Вокруг судьбы отечественного кинопроката долгое время шла борьба. В.И.Ленин и А.В.Луначарский считали несвоевременной национализацию кинематографа. По их мнению, эта мера являлась опасной и обременительной для государства. 25 февраля 1919 года Совнарком выделил на «неотложные нужды кинематографии 10 миллионов рублей». Благодаря такой финансовой подпитке в 1919 году удалось снять несколько десятков агитационных лент. Этот год стал первым учебным годом будущего ВГИКа. Переход страны к политике военного коммунизма сделал неизбежным переход кинематографии в руки государства.2 27 августа 1919 года В.И.Лениным был подписан декрет о национализации фотографической и кинематографической торговли и промышленности.

Воплощение в жизнь декрета о национализации кинопромышленности проходило очень сложно. Московские киноателье поступили в ведение ВФКО лишь в середине января 1920 года. К этому времени хозяева успели спрятать и вывести большую часть оборудования и материалов, в ведение государства перешли фактически лишь здания. Лишь через год было принято постановление об оплате труда работникам национализированных предприятий. Национализация кинопроката вообще не была завершена в годы Гражданской войны. Все это привело к длительному застою в отечественной кинопромышленности. Лишь к 1925 году советские кинофильмы составили 20% кинопроката и смогли конкурировать с фильмами иностранного производства.

Тематика кино-агитации первых лет советской власти диктовалась условиями Гражданской войны. С июля 1918 года начинает регулярно выходить хроникальный журнал «Кинонеделя». В его отдельных выпусках были отображены походы Красной Армии на Украину, взятие Крыма, боевые операции Каспийской флотилии на подступах к Астрахани, марш Первой Конной армии на Западном фронте и многие другие эпизоды Гражданской войны. В 1921 году, использовав материал фронтовых съемок, Д.Вертов смонтировал большой документальный фильм в тринадцати частях – «История Гражданской войны».3 П.Ермолов снял вступление Красной Армии в Казань, Одессу, Баку, создал кинопортреты С.М.Кирова, В.И.Чапаева, из его материалов были смонтированы документальные фильмы «Чехословацкий фронт», «Кавказский фронт», «Ко взятию Одессы красными войсками».

Сохранились очень яркие рассказы кинооператоров тех лет. Режиссер Гибер не мог выехать для съемок на Западный фронт и устроился подносчиком снарядов на бронепоезд, где и совмещал боевую работу со съемками. П.Ермолов в сентябре 1918 года вместе с моряками участвовал в штурме Казани. Э.Тиссе во время штурма Керчи в 1918 году вел во время боя съемку из танка, у оператора лопнули обе барабанные перепонки.4

Заметным явлением эпохи Гражданской войны стали агитфильмы. Они были составной частью агитационной работы, наряду с газетными статьями, «Окнами РОСТа» и выездными агитбригадами. В прифронтовые районы направлялись агитационно-инструкторские поезда. На их базе устраивались массовые киносеансы, призванные разъяснить народу важнейшие политические лозунги партии и советской власти. Агитпоезда действовали с осени 1918 года по осень 1920 года (время массового выхода фильмов о Гражданской войне). Одновременно с этим действовали агитационно-просветительные пункты на узловых станциях и на местах посадки войск. К 1920 году Кавказский фронт располагал 33-мя железнодорожными агитпунктами, Туркестанский фронт насчитывал 31 такой пункт.5 По воспоминаниям Э.Тиссе, как только красноармейские части занимали город, на главной площади оборудовалась кинопередвижка и вечером, при огромном стечении народа проводился киносеанс.6

Агитфильмы ставили по нескольку десятков в год и крутили в деревнях и рабочих клубах. К первой годовщине Красной армии Московский кинокомитет разместил в частных фирмах специальный заказ на военные ленты. В исполнении заказа приняли участие крупнейшие студии дореволюционного времени. Фильмы выпустили следующие мастерские: А.А.Ханжонкова («Беглец»), «Товарищество И.Ермольева» («Глаза открылись», «Товарищ Абрам»), «Нептун» («Дезертиры», «Последний патрон», «Смельчак»), «Русь» («Сон Тараса», «Чем ты был?») и т.д.7

Далеко не все агитфильмы имели отношения к Гражданской войне. В 1918 году вышел всего один фильм, причем посвященный событиям Октябрьской революции — «Восстание». В 1919 году Гражданская война стала важнейшей составляющей в жизни молодого советского государства, в то же время новая власть осознавала всю важность наглядной агитации и выделяла средства на кино. 1919 год стал рекордным по количеству лент о Гражданской войне (пусть даже это были малоформатные агитки). Всего было выпущено не менее 15 агиток на тему войны. Судьба этих лент была очень различна. Например, фильмы «Восстание», «Четыре месяца у Деникина» были уничтожены белой контрразведкой в Одессе. Большая часть фильмов 1919 года не сохранилась. Неизвестно даже содержание некоторых лент («Революционный держите шаг!», Агитфильм, Киностудия народной Украины, А.Лундин). Агитка «Дезертиры» показывала, как два брата убежали из красноармейской части. Дома, в деревне, они нашли отца, убитого белогвардейцами, сожженные дома, разоренное хозяйство. Оба возвращаются в ряды Красной армии, чтобы отомстить врагам. В картине «Отец и сын» пленный красноармеец узнал в своем охраннике отца и уговорил его бежать к красным. В фильме «Мы выше мести» после взятия Красной армией Казани в плен попадает дочь царского генерала. Выясняется, что, работая сестрой милосердия, она спасла жизнь пленному красному командиру. Ее освобождают, как только узнают о совершенном ей благородном поступке.

Агитфильмы освещали войну на разных фронтах Гражданской войны. Это: Южный фронт («В царстве палача Деникина», «Четыре месяца у Деникина», «На помощь красному Харькову»), Северо-Западный фронт («Все под ружье»), Польский фронт («На красном фронте», «Паны налетчики»). Были агитфильмы, выходившие за рамки Гражданской войны. Агитка «Товарищ Абрам» рассказывала о судьбе еврейского парня ставшего в итоге командиром Красной армии. В агитке «Прозревший», офицер царской армии после Февральской революции, не в силах остановить разложение своей части, понимает бесперспективность «защиты отечества» и переходит в Красную армию.

Именно в агитфильмах были заложены каноны, по которым рисовался образ врага в советском кинематографе последующих лет. Естественно в пропагандистских фильмах белые должны были вызывать только отрицательные эмоции или смех. При этом в 1919 году, когда военные специалисты уже широко использовались на военной службе, необходимо было показать, что даже царский офицер может принести пользу, если примет революцию. В последующий период эта тема получила очень слабое развитие.

В агитках использовались элементы, получившие широкое распространение в игровом кино. Например, главную роль в агитке «Смельчак» играл цирковой артист. Он проникает в тюрьму белых и помогает бежать подпольщику.

Еще в годы Гражданской войны был снят первый фильм, имевший игровой сюжет. Его снимали на театре военных действий, во время похода на Польшу. Л.Кулешов и П.Ермолов, при активной поддержке командования фронта, сняли картину «На красном фронте» за 20 дней. По ее сюжету польский шпион перерезал телефонный провод и красному командиру приходится отправить в штаб секретное сообщение с нарочным. Шпион перехватывал гонца, снимал его пулей с коня и забирал пакет. Раненный красноармеец преследовал врага и настигал его в поезде. После ожесточенной борьбы шпион падал с крыши вагона, а пакет попадал по назначению.

Несомненно, внимание режиссеров и киностудий к теме Гражданской войне было вызвано госзаказом. В дальнейшем И.Перестиани, Б.Чайковский, А.Лундин, А.Разумный, снимавшие агитки в 1919 году, продолжают снимать фильмы о Гражданской войне, но это уже игровое кино. 19 декабря 1922 года было учреждено центральное государственное фото-кино предприятие «Госкино», в июне 1924 года оно было реорганизовано в акционерное общество «Совкино». Эти организации должны были возглавлять и направлять советскую кинопромышленность. Большое внимание государственные киностудии уделяли тематике Гражданской войны. Они были абсолютными лидерами в производстве фильмов на эту тему (29 картин с 1924 по 1931 гг.).

Реализм первых кинопроизведений о Гражданской войне определялся постановлениями Советского правительства. В речи на IX съезде РКП(б) В.И.Ленин говорил: «… больше всего надо подумать о том, чтобы сделать основой нашей агитации и пропаганды – анализ, объяснение того, почему мы победили, почему эти жертвы гражданской войны окупились сторицей, и как надо поступать на основании этого опыта, чтобы одержать победу в другой войне, войне на фронте бескровном».8 Вождю вторил А.В.Луначарский. В 1919 году он заявлял, что на первом плане в новом кино должна быть культурно-историческая картина. А.В.Луначарский требовал показывать историю с классовых позиций.9 При таком подходе объективности показа Белого движения от советских картин ждать не приходилось.

Советское игровое кино развивалось медленно. В 1921 году киностудии страны выпустили три полнометражных игровых фильма, в 1922 – семь, а в 1923 – тринадцать. С завершением крупномасштабных боевых действий тема Гражданской войны перестала быть актуальной для советской пропаганды. В 1921-22 годах на первый план выходит продовольственная тема и в соответствии с этим жизнь деревни. В своих тезисах о производственной пропаганде в 1920 году В.И.Ленин указывал, что производственная пропаганда должна быть выдвинута на первый план. В связи с этим планировалось «систематическое использование фильмов для производственной пропаганды. Совместная работа с киноотделом».10 Неудивительно, что в 1920-22 годах в съемках фильмов о Гражданской войне произошел перерыв. Однако уже в 1923 году режиссеры возвращаются к тематике, которая в предыдущие годы позволяла им зарабатывать «хлеб насущный».

Сюжеты первых игровых фильмов снятых на материале Гражданской войны были определенной направленности. Хотя крупномасштабные боевые действия на территории страны прекратились, война продолжалась. В разных регионах действовали повстанческие отряды и банды. Из Китая, Польши и Финляндии на советскую территорию проникали диверсионные группы. В ЧК уже планировались операции «Синдикат 2» и «Трест», ставшими одними из крупнейших провокаций советской разведки. На первый план в кино о Гражданской войне выходит тема бандита, диверсанта и вредителя.

Из трех первых игровых фильмов о Гражданской войне сохранился только один. Два других утрачены. Действие ленты «Атаман Хмель» разворачивалось в южном городке, к нему подходила Красная армия. Белогвардейцы, которым некуда отступать, собираются в банду, во главе которой стоит атаман Хмель. На этом фоне развивается сюжет драмы в семье интеллигента. В фильме «За власть советов» действие происходит во время похода Н.Н.Юденича на Петроград. В штабе красных работает белогвардейская шпионка. В итоге ее разоблачает рабочий. Единственный сохранившийся фильм 1923 года «Красные дьяволята» так же посвящен борьбе с бандитизмом, один из его главных героев Н.И.Махно.

Кинолента «Красные дьяволята» стала значительным произведением раннего этапа становление советского искусства. Фильм был поставлен И.Перестиани в киносекции Наркомпроса Грузии по одноименной повести участника Гражданской войны П.Бляхина. События фильма развертываются на фоне действия Первой Конной армии С.М.Буденного против Н.И.Махно. Сюжет строится на цепи приключений трех молодых героев: сына убитого махновцами железнодорожника – комсомольца Миши, его сестры Дуняши и их друга – циркового актера негра Тома Джаксона. Исполнители главных ролей – цирковые артисты выполнили в фильме целую серию сложных трюков. В финале главные герои брали в плен Н.И.Махно. Фильм был восторженно принят советской печатью и массовым зрителем.11 В дальнейшем было снято несколько фильмов с теми же героями: «Савур-Могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской», «Иллан-Дилли». Из них лишь «Савур-Могила» был продолжением приключений красных дьяволят во время Гражданской войны (ловили сбежавшего Махно). Пол века спустя «Красные дьяволята» обрели новую жизнь в популярном советском боевике «Неуловимые мстители».

В 1924 году вышел фильм с сюжетом более характерным для 70-х годов XX века – «Банда батьки Кныша», его режиссером был А. Разумный, первым в советском кино снявший фильм на историко-революционную тематику («Октябрь», 1918). События ленты развиваются в 1919 году, во время похода А.И.Деникина на Москву. На экране раскрывался излюбленный прием чекистов – провокация. По его сценарию в городе занятом Красной армией действовало белое подполье. Заговорщики готовили переворот. Чтобы предотвратить восстание, чекисты переоделись бандитами и под видом отряда батьки Кныша вошли в город. Немедленно на связь с бандой вышел подпольный центр. Для переговоров к чекистам явился весь штаб восставших. Белогвардейцы были обезврежены, восстание предотвращено. Белогвардейцы в фильме рисуются традиционно для немого кино. Они наделены всевозможными отрицательными чертами. Штаб дивизии Добровольческой армии показывается на контрасте со штабом красного полка. У красноармейцев царит строгая, рабочая атмосфера, белые офицеры, напротив, обсуждают свои планы по воссозданию «Великой и неделимой России» параллельно пьянствуя и ухаживая за дамами. На пирушке у атамана Кныша белые офицеры отличаются от бандитов только своими мундирами.

В 1924 году впервые на экране были воплощены образы руководителей Белого движения. В фильме «Красные партизаны» артист Ибрагимов исполнял роль адмирала А.В.Колчака. Сюжет разворачивался в Сибири, где действовал партизанский отряд Токарева. Его активные действия привлекли большие силы белых. В итоге подходит Красная армия и совместно с партизанами одерживает победу над колчаковцами. Широкий спектр образов белогвардейцев был нарисован в кинопроизведении «Красный глаз». Действие фильма разворачивалось так же в Сибири и в этом случае действовали партизаны и подпольщики. Среди ролей белогвардейцев были: поручик, чех офицер и анненковец. Борьбе с бандитизмом был посвящен фильм «Лесной зверь». Это было прозвище атамана Заболотного, руководителя шайки недобитых белогвардейцев, действовавшей на Украине.

В 1925 годы был снят еще целый ряд фильмов посвященных Гражданской войне. Фильм одного из первых авторов агиток Б.Чайковского «В тылу белых» был посвящен подпольной борьбе большевиков в одном из южных городов. Схожий сюжет был и у произведения А.Роома «Бухта смерти». Два фильма «Укразия» и «Мишка против Юденича» были посвящены деятельности агентов большевиков в штабах белых. Можно предположить, что это была первая попытка воссоздать на экране образы главноначальствующего Таврической и Херсонской губерниями Н.Н.Шиллинга (в фильме Биллинг) и Н.Н.Юденича. По сюжету «Укразия» напоминала знаменитый «Адъютант его превосходительства». Большевик, проникнувший в штаб генерала Биллинга под именем ротмистра Энгера, так же стал его личным адъютантом. Точно так же в финале его разоблачают и арестовывают белогвардейцы, то в отличие от поздней версии разведчика спасает подошедшая Красная армия. Фильм «Мишка против Юденича» был выдержан в сатирических тонах. Штаб Н.Н.Юденича, куда пробрался юный разведчик Мишка, был изображен в виде длинного забора с надписью «Штаб Юденича». Сам командующий Северо-Западной армией был изображен в виде «рыжего» клоуна с усами Чарли Чаплина. Генерал приговаривает к смерти разоблаченного Мишку и его бросают в клетку с медведем. Но зверь оказывается цирковым, и Мишка умудряется его приручить. С помощью медведя Мишка берет в плен Н.Н.Юденича и, переодеваясь в его форму, бежит к красным.12

Был по-новому озвучен в 60-е годы и сюжет другого кинопроизведения 20-х годов «Золотой запас». Здесь фигурирует адмирал А.В.Колчак и атаман Красилин (в действительности войсковой старшина И.Н.Красильников, один из организаторов Омского переворота). Красилину поручается вывести из Омска золотой запас. Партизаны получают задание помешать вывозу золота. Первая попытка захватить эшелон оканчивается неудачей. Двое из них попадают в плен. Партизанский отряд нападает на контрразведку, отбивает пленных и захватывает «золотой» эшелон. В финале партизаны берут в плен А.В.Колчака.

Работа над сюжетами Гражданской войны оставила заметный след в творчестве ведущих советских режиссеров Л.Кулешова, Я.Протазанова, А.Довженко, С.Эйзенштейна.

Л.Кулешов оказал большое влияние на советский кинематограф. В 1916 году он семнадцатилетним юношей пришел на предприятие А.Ханжонкова. На первых порах Л.Кулешов снимал хроникальные сюжеты на фронтах Гражданской войны. Ему принадлежал агитфильм «На красном фронте».13 Среди его более поздних работ было несколько фильмов на материале Гражданской войны. На базе «Межрабпомфильма» в 1929 году Л.Кулешов снял сразу два фильма, «Веселая канарейка» и «Два-Бульди-Два». Первая из лент была посвящена деятельности подполья на Украине. Сюжет второго фильма был сложней. Речь шла о семье цирковых артистов, младший из которых принял участие в революционной борьбе и стал командиром отряда Красной армии. Он попадает в плен к белым. Отец Бульди пытается спасти сына и убедить начальника контрразведки, что цирковое представление будет сорвано, если в нем не будет участвовать его сын. Хотя отцу сообщают, что его сын уже расстрелян, во время представления тот вбегает в цирк, спасаясь от белых. Отец спасает сына и сам вступает в Красную армию. Оба фильма получили негативную оценку критики. В 1932 году Л.Кулешов опять возвращается к теме Гражданской войны в фильме «Горизонт». В центре повествования был еврейский юноша Горизонт эмигрировавший в Америку, но вернувшийся оттуда в Сибирь вместе с американским экспедиционным корпусом. Он проникается революционными идеями и помогает агитировать американских солдат.

В 1926 году свой первый фильм снял А.Довженко. В 1927 году вышла его новая лента «Звенигора» посвященная истории Украины (включая и Гражданскую войну). В центре повествования была семья украинского крестьянина, один из внуков которого Тимош (трудолюбивый), вступил в Красную армию, другой Павло (ленивый), примкнул к петлюровцам и вынужден был оставить родину, уйдя в эмиграцию. При описании врагов революции А.Довженко использовал «беспощадный сарказм». При этом автор понимал, что «Звенигора» не отразила с должной глубиной тему революции. Следующий его фильм «Арсенал» (1929) развивал тему Гражданской войны и стал крупнейшим шагом в развитии не только украинского, но и всего советского кино.14

Этот фильм А.Довженко рассказывал о восстании рабочих киевского завода «Арсенал» против петлюровской власти в 1918 году. В роли «врага» здесь выступала Центральная рада и ее войска гайдамаки. Сам А.Довженко указывал, что при постановке фильма считал своей главной задачей нанести удар по украинскому национализму и шовинизму. В одном из кадров портрет Тараса Шевченко плевал в лицо националисту, зажигающему свечу перед ним. При этом критика старого строя выходила за рамки Украины. Николай II, был показан в тот момент, когда записывал в своем дневнике: «Погода хорошая, убил ворону». В следующем кадре старая крестьянка падала на свое незасеянное поле.15 Борьба рабочих «Арсенала» была окутана легендарным ореолом. Последний защитник завода Тимош, когда у него заклинило пулемет, стал кидать в гайдамаков камни, при этом его не брали вражеские пули.

Одним из лучших фильмов Я.Протазанова 20-х годов стал «Сорок первый» (1926) по одноименной повести Б.Лавренева. Отмечалось, что правдиво был решен в фильме образ белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Обычно в годы немого кино враги изображались прямолинейно и плакатно. Говоруха-Отрок (актер И.Коваль-Самборский) в своей ненависти к партизанам и в защите своих политических убеждений по-своему мужественен и бесстрашен.16 В дальнейшем Я.Протазанов вернулся к теме Гражданской войны в 1931 году фильмом «Томми». Главным героем там выступал английский солдат, отправленный с экспедиционным корпусом в Сибирь. Попадая в плен к партизанам, Томми проникается революционным духом и помогает агитировать своих соотечественников.

К историко-революционной тематике принадлежит одно из крупнейших произведений советского кинематографа «Броненосец Потемкин». С.Эйзенштейн начал свой путь в искусстве с разрушения канонов традиционного театра, Кино он рассматривал как новое искусство агитационной направленности.17 Первым экранным произведением С.Эйзенштейн был фильм «Стачка» (1925). Это было начало серии фильмов, посвященных революционному движению русского рабочего класса, снимавшихся по инициативе Пролеткульта. При создании фильма планировалось широко привлекать исторические документы – воспоминания участников революционного движения, донесений охранки и т.д. На экране должны были быть отражены не только коллективы стачечников, но и борющиеся с ними капиталисты и их прислужники — полицейские, агенты охранки, уголовная шпана. Действительно, в фильме нашли отражения налет казаков на рабочий поселок, расстрел стачечников полицией и войсками. С едким сарказмом, в сатирических тонах изображены в фильме представители лагеря хозяев.18 Позднее, эти, ставшие шаблонными, приемы использовались и при изображении участников Белого движения.

Закончив «Стачку» С.Эйзенштейн стал выбирать тему для следующего фильма. Некоторое время он колебался между планами двух экранизаций: «Железного потока» Серафимовича и «Конармии» Бабеля. Подготовка к работе над темой из эпохи Гражданской войны была прервана заказом Юбилейной комиссии ЦИКа СССР по празднованию 20-летия революции 1905 года. Планировалось дать широкую панораму событий 1905 года. По ходу съемок выяснилось, что фильм не может быть закончен к юбилейной дате. Тогда было решено переделать в отдельный фильм один из уже отснятых эпизодов. Так родился один из шедевров мирового кино «Броненосец «Потемкин».19

По поводу образа врага в фильме «Броненосец «Потемкин» отмечалось, что это «тупая и бездушная машина царского самодержавия. Грузный, сытый, толстокожий командир корабля, отдающий приказ о расстреле ни в чем не повинных людей, безликие, угодливые офицеры, хитрый и трусливый поп, плюгавый чинуша-врач».20 Противопоставление матросов и офицеров в «Броненосце Потемкине» было во многом оправдано. В действительности на флоте кастовое разделение было очень сильно. Именно на Балтийском флоте события Февральской революции впервые вылились в дикое истребление офицеров, их бросали в ледяную воду, сжигали в корабельных топках. Подобное противостояние было актуально и для революции 1905 года. С.Эйзенштейн различными приемами подчеркивал пропасть между офицером и матросом. Особенно ярко это заметно по поведению вахтенного офицера, которому матросы сообщают о том, что они отказываются есть борщ из тухлого мяса. Реакция его совершенно не вяжется с серьезностью момента. Он разглядывает посуду в шкафу, с интересом наблюдает за качающимися столами и лишь затем отправляется с докладом к начальству. Жестко ведет себя капитан корабля, но надо учитывать, что все это происходит во время Русско-японской войны, боевые действия подразумевают и экстренные меры к нарушителям порядка. Характерно, что во время событий связанных с попыткой расстрела основных участников неповиновения, часть офицеров ведет себя совершенно пассивно. Но их пассивность, равно как и бездействие корабельного священника ставится им в вину, во время восстания матросы безжалостно расправляются со всеми без разбора. «Кто не с нами, тот против нас».

Второй раз С. Эйзенштейн попытался отразить на экране Гражданскую войну во время работы над фильмом «Октябрь». Он хотел показать широкую ретроспективу революционной борьбы. После долгой работы с материалами, встреч с историками, родилась идея снять многосерийный фильм от Февраля 1917 года до окончания Гражданской войны. Планировалось включить в него и произведение «Железный поток» А.С.Серафимовича.21 Однако, в процессе съемок, режиссеру пришлось отказаться от столь широкого замысла. Образ врага в фильме «Октябрь» воплотился в А.Ф.Керенском. «У него тщедушная напыщенная фигура, иступленное лицо неврастеника». Иронический подтекст заложен режиссером в сцене на лестнице. А.Ф.Керенский поднимается по ступенькам на фоне ангелов и одновременно топчется на одном и том же месте.22

Тематика Гражданской войны привлекала к себе и целые творческие коллективы. В конце 1924 года Декретом СНК РСФСР было учреждено акционерное общество «Совкино», объединившее ряд киноорганизаций: «Пролеткино», «Кино-Москва», «Красная Звезда» и другие. «Совкино» начало строительство новой современной студии, переоснастило уже существующие кинофабрики Москвы и Ленинграда. В то же время появились студии на Украине, Грузии, Азербайджане, Армении, Ташкенте. В 1929 году состоялось Всесоюзное партийное совещание по кино. На нем отмечалось, что кино должно занять большое место в деле культурной революции, как средство широкой образовательной работы и коммунистической пропаганды.23

В 20-х годах студиями «Совкино» был выпущен ряд фильмов на материале Гражданской войны: «Степные огни» (1926), «Аня», «Дом в сугробах», «Леон Кутюрье», «Пурга», «Путь в Дамаск» (1927), «Два броневика», «Мятеж», «Седьмой спутник», «Луна слева», «Таня» (1928), «Ее путь», «Иуда», «Конница скачет», «Перегон смерти» (1929). Можно заметить, что с середины 20-х годов количество фильмов о Гражданской войне в репертуаре «Совкино» было традиционно высоко. Эти кинопроизведения были разного качества. В фильме «Степные огни» освещалась революционная борьба оренбургских железнодорожников, в том числе и против белоказаков во главе с А.И.Дутовым. «Леон Кутюрье» рассказывал о храбром подпольщике, проникшем в деникинскую контрразведку, разоблаченном и спасенном Красной армией. «Путь в Дамаск» повествовал о борьбе красных моряков за свой корабль, захваченной группой белогвардейских офицеров. В фильме «Два броневика», во время похода казаков П.Краснова на Петроград, экипаж броневика «Сатана» участвует в подавлении восстания юнкеров. Белогвардейский отряд, пытающийся взорвать мост, фигурирует в фильме «Конница скачет». В центре фильма «Перегон смерти» находится старый железнодорожник, пускающий под откос эшелон, захваченный белыми. Совершенно не затрагивал образа белогвардейца фильм «Мятеж» посвященный восстанию красного батальона в городе Верном в 1920 году.

В репертуаре «Совкино» были и нетрадиционные сценарии. Ч.Сабинский, поставивший на разных киностудиях целый ряд фильмов о Гражданской войне («Враги», «Черное сердце», «Последний бек»), в 1927 году снял «Пургу». По сюжету, в Сибири в 1919 году, при отступлении интервентов-англичан теряется семья инженера. Скитаясь по тайге, они попадают в избушку большевика-партизана. Влияние революционера оказывается столь сильно, что жена бросает своего супруга-англичанина и присоединяется к сибиряку (позднее англичанин погибает на охоте). Весной по реке приплывает катер с англичанами и белыми казаками, ищущими потерявшуюся семью. Большевику удается захватить катер и отвести его к партизанам. Экранизация «Ее путь» рассказывала о судьбе женщины, чей муж Федор оставил дом, уйдя на войну в 1914 году. Его место занял австрийский военнопленный Ян. В ходе Гражданской войны Ян командует полком Красной армии, а у противостоящих ему белоказаков служит унтер-офицером Федор. Оба погибают в бою, и женщина выбирает путь своей последней любви – Красную армию.

Особняком стоит кинопроизведение «Иуда», посвященное участию духовенства в Гражданской войне. Это была первая попытка освещения подобной темы, позднее негативный образ священника-белогвардейца фигурировал в целом ряде советских фильмов («Рожденные революцией», «Конец атамана», «Таинственный монах», «Стреляй вместо меня», «Неуловимые мстители»). При этом «Иуда» был полностью посвящен жизни монастыря и его настоятеля — контрреволюционера. Действие происходит на Кубани, по просьбе настоятеля монастыря в село приходит белый карательный отряд с целью заставить вернуть крестьян монастырские земли. Сам игумен убеждает крестьян вступать в Белую армию. После целой серии разоблачений махинаций монахов, село освобождается Красной армией.

В лентах «Совкино» в 20-е годы довольно широко освещался образ не только белогвардейца, но и белого священника, юнкера, бандита. К сожалению, подавляющая часть этих произведений не сохранилась.

В 1924 году киноотдел товарищества «Межрабпом» (Международная рабочая помощь) объединили с киноателье купца Трофимова «Русь». Так образовалась студия «Межрабпом-Русь», переименованная в 1928 году в «Межрабпомфильм». В 1936 году студию переименовали в «Создетфильм». Здесь был создан первый цветной отечественный фильм — «Груня Корнякова» (1936). С 1963 года студия стала носить название «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М.Горького».

В 20-е годы на студии был снят целый ряд фильмов о Гражданской войне. Среди режиссеров были такие крупные имена, как Я.Протазанов, Л.Кулешов, Б.Барнет. Фильмы «Последний выстрел» и «Эх, яблочко…» были сняты в 1926 году. Первый из фильмов прослеживал борьбу донецких шахтеров, сначала с хозяевами, а затем с белогвардейцами. Сюжет второго фильма был более сложен. В Одессе 1918 года действует отряд анархистов, под угрозой наступающих немцев в него вступает большевик. После ряда приключений главный герой понимает, что с анархистами ему не по дороге и бежит из отряда со своей возлюбленной. Они чудом спасаются от бандитов и, встретившись через несколько лет, вспоминают свою бурную жизнь, слушая мотив песни «Эх, яблочко…», сопровождавший их во время пребывания в банде. «Москва в октябре» (1927) была снята Б.Барнетом к десятилетию Октябрьской революции. Перед зрителем разворачивалась борьба с юнкерами в Москве. Лента «Огненный рейс» (1930) рассказывала о том, как главный герой-партизан не смог взорвать корабль с колчаковцами, так как на нем плыли его пленные жена и сын. После победы партия прощает провинившегося партизана.

Последний немой фильм о Гражданской войне на студии «Межрабпомфильм» был выпущен в 1931 году. Он носил название «Две дороги» (Н.Лойтер). В центре сюжета была жизнь солдата чешского легиона (важный штрих к созданию образа врага). Иозеф Покорный в 1918 году в составе чешского легиона участвовал в боевых действиях в Сибири. За нарушение дисциплины он был приговорен к расстрелу. Чтобы спасти жизнь Иозеф бежал к партизанам и там постепенно проникся идеями революционной борьбы. Он вступил в красную армию, участвовал в боях и заслужил орден Красного Знамени. По окончании Гражданской войны, Иозеф принял участие в восстановлении деревни, но не смог найти общий язык в коммуне и эмигрировал в Чехию. Но и на родине, где он получил наследство, удача не сопутствовала Иозефу. Богатый помещик скупил его земли. Находясь на грани разорения, Иозеф принял решение возвращаться в Россию, но был убит жандармами.

Важное место среди фильмов о Гражданской войне 20-х годов занимали произведения украинских студий ВУФКУ. Часто они ставились по ярким и оригинальным сценариям. В 1926 году был снят «Ордер на арест». События драмы разворачивались в годы Гражданской войны, участница подполья, сломленная пытками, в бреду, выдает своих товарищей. Ее разоблачают, как предателя и она вынуждена покончить самоубийством. Лишь после этого выясняются реабилитирующие обстоятельства. В том же году была снята «Трипольская трагедия». В 1919 году в засаду атамана Терпило попадает красный полк. Показывают расправу над красноармейцами, их расстреливают, вешают, топят в колодце, сбрасывают в обрыв. Девушка, состоявшая в банде, видит, как казнят ее возлюбленного красноармейца, убивает атамана, но и ее настигает бандитская пуля. В 1927 году снимается фильм «Два дня». По его сценарию город переходит поочередно то к красным, то к белым. Старый слуга бдительно следит за имуществом доверенного ему хозяином особняка, но, видя действия белых, сжигает дом и уходит к красным. В вышедшем в 1928 году «Бенефисе клоуна Жоржа» фигурирует армия Шкуро. Бывший цирковой артист Жорж проникает в расположение белых и похищает секретные планы. В финале фильма во время атаки погибает комдив, неизвестный герой надевает его форму и становится впереди дивизии, когда он так же падает под пулями, в нем узнают Жоржа – сыгравшего свою последнюю роль. На материале Гражданской войны в ВУФКУ ставились даже комедии – «Митрошка – солдат революции». Речь идет о деревенском пареньке, пришедшем в Красную армию.

Любопытна история, экранизированная киевским ВАФКУ в 1929 году — «Знакомое лицо». Ее герой – царский чиновник, во время своей командировки попадающий то к красным, то к белым, то к зеленым. Всюду он оказывается «своим человеком» и находит родственников. В результате, даже осел, сопровождающий чиновника во всех перипетиях, находит свое место у крестьян, лишь главный герой остается за «бортом жизни». Этот фильм в РСФСР не демонстрировался.

Достойны упоминания еще несколько фильмов, снятых разными киностудиями. «Последний аттракцион» (1929, Совкино) использовал очень популярную тему участия в Гражданской войне цирковых артистов. Надо полагать, что понятия того времени не позволяли проделывать трюки простому человеку (откуда такие способности?). Если персонаж обладал какими-то навыками, надо было объяснить, откуда они (современные режиссеры такими мелочами себя не связывают). Циркач же имел полное право быть быстрым и ловким – суперменом. «Последний аттракцион» передавал историю о том, как комиссар решил использовать шапито, как передвижную агитационную станцию. Белые захватывают цирк и расправляются с комиссаром. Цирковые артисты воодушевленные его смертью переходят на сторону революции. Второй фильм «Города и годы» (1930. Союзкино) раскрывал сложную сюжетную линию. Главный герой – художник Андрей Старцев долго жил в Германии, здесь состоялась его первая выставка и была куплена первая его картина. Узнав о революции, художник и его друг рабочий Курт возвращаются в России и вступают в интернациональный отряд Красной армии. При отражении наступления Юденича на Петроград в плен попадает отряд белогвардейцев. Художник узнает в одном из пленных своего мецената барона Шенау. Желая спасти своего благодетеля, он отпускает барона на свободу. Бдительный Курт карает предателя – убивает художника. Таким образом, классовый долг ставится выше личных отношений и дружбы.

Кроме уже упоминавшихся лент, выпущенных киностудиями национальных республик, в 20-е годы были созданы: «Крылатый фургон», «Шакалы Ревата» (1927) — Узбеккино, «Шестнадцатый» (1928), «Замаллу» (1929) — Арменкино, «В последний час» (1929) — Госкинопром Грузии, «Севиль» (1929) – Азгоскино, «Последний бек» (1930) – Узбеккино, «Апайка» (1930) – Чувашкино, «Отель «Саввой» (1929), «Сосны шумят» (1930) – Белгоскино, «Мирабо», «Перекоп» (1930) — Украинфильм. Среди режиссеров работавших на республиканских студиях были такие мастера всесоюзного масштаба, как И.Перестиани, М.Чиаурели, А.Бек-Назаров. «Крылатый фургон» освещал бытовую жизнь в киргизском селе в конце Гражданской войны, нарушаемую белогвардейским отрядом князя Ольшанского. Белые пытались уйти за границу, но, попав в засаду, подверглись полному разгрому. «Шакалы Ревата» — один из первых фильмов посвященных борьбе с басмачеством. «Шестнадцатый» показывает традиционный сюжет борьбы подпольщиков с белой контрразведкой. «В последний час» повествует о восстании рабочих в тылу деникинских войск. «Замаллу» был посвящен борьбе армянского народа за освобождение от дашнаков (в фильме фигурировали и белогвардейцы). «Севиль» — борьбе с мусаватистами. В центре фильма «Апайка» выступала девушка подпольщица, брат которой был белый офицер. Выгодно отличались от прочих сценарии белорусского кино. В фильме «Отель «Саввой» царский подполковник (военспец), поднимает восстание в одной из частей Красной армии. Восставшие занимают Гомель и штурмуют остатки советской власти в гостинице «Саввой». Перед тем как прикончить комиссаров красноармейцы слышат о том, что они отдают приказ о мягком отношении к заблуждающимся восставшим. Хотя жизнь комиссарам это не спасает, восставшие раскаиваются и арестовывают своих вожаков. «Сосны шумят» повествует о борьбе партизан против оккупантов поляков. Дочь графа выдает партизана, своего возлюбленного, попавшего в плен. «Мирабо» показывает деятельность подпольщиков агитирующих английских моряков. Фильм «Перекоп» был снят к десятилетию взятия Перекопа. Его сюжет смонтирован из несвязанных между собой сцен. Крестьяне, обрабатывающие поля, чередуются с батальными сценами.

Ряд фильмов 20-х годов был посвящен участию детей в Гражданской войне. Как правило, в этих фильмах образ врага вообще не отражался. Внимание акцентировалось на приключениях юных участников событий. За годы советской власти по произведениям А.Гайдара был создан целый ряд детских фильмов. Первым из них был «Синий платочек» (1926), здесь в роли врага выступали гайдамаки. Второй экранизацией А.Гайдара стал фильм «Будьте такими» (1930) по повести «РВС», позднее вновь поставленной «Союздетфильмом» в 1937 под названием «Дума про казака Голоту». В фильме «Аня» (1927) девочка помогала доставить пароход с оружием в Красную армию через территорию белых. Кино «Ванька и мститель» (1928) повествовало о службе в Красной армии мальчика-разведчика. Другой фильм студии «Совкино» «Таня» (1928) показывал работы девочки подпольщицы. В 1931 году на студии «Созкино» был снят фильм «Бомбист» (В.Журавлев). Главный герой – мальчик, участвовал в борьбе с интервентами (угнал поезд с патронами).

Последним годом массового немого кино в СССР стал 1931. Немые фильмы снимались и поздней. Для удаленных областей, куда еще не дошла техника, монтировались немые копии звуковых фильмов. Производство немых фильмов в 1932-1935 годах стремительно падает. Тем не менее, фильмы о Гражданской войне продолжают сниматься. В 1931 году был снят фильм «Волчий хутор», посвященный борьбе с петлюровцами. На студии «Арменкино» вышла экранизация романа «Кикос» о судьбе крестьянина насильно мобилизованного в армию дашнаков. На студии «Союзкино» была экранизирована повесть А.А.Фадеева «Разгром». В Ялте снят фильм «Три парада», посвященный десятилетнему юбилею установления Советской власти в Крыму. На заключительном этапе советского немого кино образ белогвардейца исчез с экранов. В 1932 году выходит «Путь свободен», о борьбе с петлюровцами на Украине, «Три солдата», посвященный классовому расслоению интервентов в Одессе. В 1933 году был снят фильм «Две ноги», о борьбе с дашнаками и в 1935 году «Я вернусь», о судьбе туркменского дехканина в годы Гражданской войны.

Сохранились критические отзывы о фильме Н.Шенгелая «Двадцать шесть комиссаров». Находящаяся в центре сюжета тема гибели Бакинских комиссаров, была разбита на ряд не связанных между собой эпизодов. Герои играли незначительную роль, артисты были подобраны по принципы портретного сходства.24 В роли врага в фильме выступали дашнаки, маузеристы, англичане.

В 30-х годах наследие немого кино оценивалось очень не высоко. Н.Иезуитов писал: «В первые годы НЭПа фильмы о Гражданской войне были заурядными и шаблонными. Разумный «Банда батьки Кныша», Висковский «Красные партизаны», Бек Назаров «Пропавшие сокровища», Гардин «Золотой запас» и «Хмель» — делались режиссерами с дореволюционной кинематографической культурой».25 Затем, по мнению Н.Иезуитова, на сцену выступили мастера уже советской формации и появились шедевры С.Эйзенштейна «Стачка», «Октябрь», «Броненосец Потемкин».

Сегодня трудно судить о художественных качествах советских фильмов 20-х годов. Подавляющая их часть не сохранилась. При этом очевидно, что именно в 20-х годах были заложены основы, на которых и развилось большое советское кино. Изображение образа врага в немом кино определялось законами жанра. В отличие от театра, кино должно было привлекать зрителя своими техническими возможностями, игра актеров в первое время отходила на второй план. Очень распространено было привлечение к съемкам (даже на главные роли) цирковых актеров исполнявших трюки. Игра сводилась в первую очередь к мимике. Экранный злодей должен был соответствовать своему амплуа не только поступками, но и внешностью и одеждой. Подобными красками рисовался и образ белогвардейца, петлюровца, дашнака, интервента в фильмах о Гражданской войне. Шаблонное отношение к белогвардейцу – офицеру царской армии, защитнику кастовых и имущественных интересов проявилось в целом ряде фильмов. Яркий контраст между матросами и офицерами запечатлелся в крупнейшем советском фильме эпохи немого кино «Броненосец Потемкин». Матросы олицетворяли народ, борющейся за свою свободу, офицеры класс угнетателей. Типичным маньяком-уголовником показан Н.И.Махно в фильме «Красные дьяволята».

С самого начала советского кино в нем прослеживаются и иные тенденции в освещении образа врага. Уже в 1919 году на экраны вышел агитфильм «Прозревший», в котором царский офицер, пересмотрев свои убеждения, переходил на сторону революции. На экране появлялись образы крестьянина, мобилизованного дашнаками, чешского легионера, солдата американского экспедиционного корпуса, интервентов в Одессе, все они переходили на сторону Советской власти и даже вступали в Красную армию. Присоединялись к революции белогвардейцы-солдаты («Корнет Стрешнев»). При этом случаев перерождения белогвардейца-офицера на экране показано не было. Напротив, в фильме «Города и годы» художник (социально чуждый элемент) служивший в Красной армии отпускал на свободу врага и был за это убит своим же товарищем — немецким рабочим. Исключениями на этом фоне были экранизации произведения Б.Лавренева «Сорок первый» и «Шестой спутник», где царские офицеры все же наделялись человеческими чертами.

В 1927 году С.Эйзенштейном была предпринята попытка впервые воплотить образ В.И.Ленина на экране. При этом в немом кино, хотя и как второстепенные персонажи, уже выступали А.В.Колчак, Н.Н.Юденич, Н.Н.Шиллинг.

кадр из фильма «Октябрь» С. Эйзенштейна (1927 г.)

Можно предположить, что государственный заказ на фильмы о Гражданской войне в 20-е годы еще не регламентировал содержание лент. Киностудии были свободны в своем творчестве, конечно в определенных рамках. Режиссеров и сценаристов мало интересовали перипетии Гражданской войны. На этом материале они ставили картины о человеческих драмах. Иначе говоря, военная обстановка была фоном для бытовых и любовных историй. Ни один из игровых фильмов немого кино не был посвящен военным операциям на фронтах Гражданской войны. Очень часто в центре сюжета была деятельность большевистского подполья, или, напротив, борьба с белогвардейскими агентами и бандами.

Общий вес фильмов о Гражданской войне в эпоху немого кино составлял около 11% от всего количества лент (101 фильм, включая три звуковых):

1923 – 26 — 3

1924 – 68 — 6

1925 – 79 — 7

1926 – 102 — 18

1927 – 118 — 12

1928 – 123 — 13

1929 – 91 — 20

1930 – 122 — 11

1931 – 83 — 7

1932 – 52 — 426

При всем обилии фильмов о Гражданской войне, не один из реальных «красных героев» — вождей Красной армии и партии большевиков, воплощения в немом кино не получил (за исключением В.И.Ленина, 1929 год). При отсутствии положительного героя не нужна была и его противоположность «супервраг». В соответствии с таким подходом, вожди Белого движения в немом кино лишь обозначались. Это нельзя объяснить тем, что роль положительного героя играл трудовой народ – «являющийся настоящим героем мировой истории». В центре ряда кинофильмов стояли вымышленные герои: «Остап Бандура» (Украина), «Апайка» (Чувашия), «Кикос» (Армения). Действительные причины отсутствия на экране реального героя Гражданской войны можно выяснить, обратившись к фильмам на историческую тематику.

Киноленты на историческом материале составляли лишь третью часть фильмов о Гражданской войне, выпускавшихся в СССР в эпоху немого кино. В первую очередь это были ленты, освящавшие события революционной и классовой борьбы. Целый ряд фильмов был посвящен революции 1905 года: «Девятое января» (1925), «Палачи» (1925), «Красная Пресня» (1926). Классовой борьбе в различные эпохи были посвящены: «Спартак» (1926), «Герои и мученики» (1921), «Декабристы» (1926).

Экранизировались литературные произведения на историческую тематику: «Герасим и Му-Му» (1919), «Коллежский регистратор» (Станционный смотритель. 1925), «Шинель» (1926), «Беня Крик» (1926), «Господа Скотинины» (Господа Головлевы, 1926), «Максим Максимович» (1927), «Черевички» (Вечера на хуторе близ Диканьки. 1928), «Капитанская дочка» (1928).

Ряд фильмов был посвящен истории национальных окраин: «Арсен Джорджиашвили», «Разбойник Арсен», «Сурамская крепость», «Джанки» (Грузия), «Камелюк», «Алим», «Тарас Трясило» (Украина), «Легенда о девичьей башне» (Азербайджан), «Кастусь Калиновский» (Беларусь). Легко заметить, что в центре большей части из них, национальные герои – борцы за освобождение от классового гнета феодалов и российского самодержавия.

Среди фильмов на историческом материале снимавшихся на российских киностудиях невозможно найти ни одного, посвященного конкретному историческому персонажу русской истории. «Госкино» в 1926 году выпустило фильм «Абрек Заур», посвященный борьбе кавказцев с самодержавием в 19 веке. «Совкино» в 1927 году — «Булак-Батыр» о борьбе татарского народа с самодержавием в 18 веке. Не один персонаж русской истории (пусть даже истории классовой борьбы) в советском немом кино так и не был воссоздан.

Отсутствие в советском немом кино героя Гражданской войны, так же как и тенденциозное освещение русской истории, не было случайным. Эти явления были частью идеологической доктрины 20-х годов, предполагавшую решительную борьбу с русским великодержавным шовинизмом. Современный исследователь профессор В.С.Брачев указывал, что «сознательное принижение русских по сравнению с другими нациями и составляло суть политики Коммунистической партии в национальном вопросе после 1917 года».27 Особенно рьяно эта политика проводилась в 20-е годы, когда все силы Кремля были направлены на мировую революцию. Против русского великодержавного шовинизма в 20-е годы последовательно выступали Н.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, А.В.Луначарский и сам И.В.Сталин. Нарком просвещения А.В.Луначарский призывал отбросить любовь к родине, по его мнению, на смену патриотам должно прийти поколение, считающее своей родиной любое место на земном шаре. На XII съезде РКП(б) Н.И.Бухариным было заявлено, что равенство прав в СССР могут требовать для себя все нации, кроме русской. Подобная ситуация сохранялась в СССР до середины 30-х годов.

Все статьи Ю. Кондакова про Гражданскую войну в кинематографе 1918-1953 годов:

1. Отображение Гражданской войны в советском кинематографе 1918-1932 годов

2. Отображение Гражданской войны в советском кинематографе 1930-40-х годов

3. Гражданская война в советском кинематографе. Период малокартинья (1943-1953 гг.)

1 Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). М., 1992. С. 27, 43.

2 Листов В.С. Ленин и кинематограф. М., 1986. С. 32-35.

3 Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). М., 1992. С. 31.

4 Тисе Э. Незабываемые годы// Искусство кино. 1940. № 1-2. С. 83.

5 Листов В.С. Ленин и кинематограф. М., 1986. С. 44-45.

6 Тисе Э. Незабываемые годы// Искусство кино. 1940. № 1-2. С. 83.

7 Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф. М., 1995.С. 119-120.

8 Ленин В.И. Сочинения. Т. 30. Изд. 4. С. 419.

9 Иезуитов Н. Пути художественного фильма. Кинофотоиздат, 1934. С. 40.

10 Листов В.С. Ленин и кинематограф. М., 1986. С. 59.

11 Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). М., 1992. С. 47-48.

12 Добин Е. Эксцентризм и эксцентрика// Искусство кино. 1940. № 10. С. 35.

13 Там же. С. 61.

14 Там же. С. 91.

15 Там же. С. 92.

16 Там же. С. 95.

17 Там же. С. 66

18 Там же. С. 68.

19 Там же. С. 69-70.

20 Там же. С. 70-71

21 Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1976. С. 89.

22 Там же. С. 78.

23 Там же. С. 73-75.

24 Зоркая Н.М. Советский историко-революционный фильм. М., 1962. С. 111.

25 Иезуитов Н. Пути художественного фильма. Кинофотоиздат 1934. С. 43.

26 Советские художественные фильмы. Немые фильмы. 1918-1935. М., 1961.

27 Брачев В.С. «Дело историков» 1929-1931 гг. СПб., 199

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.