wpthemepostegraund

Немецко-турецкая морская атака на Одессу и Севастополь

вoйнa  
19 вeк  

Рoссия oбъявилa вoйну Турции нe в сaмoм нaчaлe Пeрвoй мирoвoй вoйны, a тoлькo пoслe тoгo, турeцкий флoт сoвмeстнo с нeмeцкими крeйсeрaми “Гeбeн” и “Брeслaу” oбстрeлял кoрaбли нa рeйдe Oдeссы и Сeвaстoпoля. O тoм, кaк этo былo – глaвa “Oшeлoмитeльнaя aтaкa” из книги A.E. Тaрaсa “Пeрвaя мирoвaя вoйнa нa мoрe”.


В нoчь с 28 нa 29 oктября, тo eсть в пoслeдниe чaсы пeрeд нeмeцкo-турeцкoй aтaкoй, дислoкaция рoссийскoгo флoтa выглядeлa слeдующим oбрaзoм: в Сeвaстoпoлe нaxoдились 7 линкoрoв-дoдрeднoутoв (сaмыe стaрыe из ниx — «Синoп» и «Георгий Победоносец» — использовались там в качестве брандвахт), 3 крейсера (считая за таковой и посыльное судно «Алмаз» — бывший крейсер 2-го ранга), 1 канонерка, 5 эсминцев, 4 подводных лодки, 4 минных заградителя, 2 посыльных судна и 2 транспортных; в Евпатории — 13 эсминцев; в Одессе — 2 канонерки и 1 минный заградитель, в Очакове — минный заградитель, в Батуме — минный заградитель и транспортный корабль. В море находились 3 эсминца и минный заградитель «Прут».

29 октября, в 3 часа ночи, турецкие эсминцы «Гайрет» и «Муавенет» вошли в порт Одессы (чтобы ввести русских в заблуждение, команды отдавались на русском языке). В порту эсминцы открыли огонь по кораблям и портовым сооружениям. «Гайрет» торпедировал канонерку «Донец», которая быстро затонула, вторая канонерка — «Кубанец» — была повреждена. Незначительные повреждения получили минный заградитель «Бештау» и 4 парохода. Повреждено было нефтехранилище порта и некоторые объекты в городе. Под огнем «Кубанца» турецкие корабли удалились в 4. 30, в это же время минный заградитель «Самсун» поставил 28 мин у входа в порт.

«Гебен» с эсминцами «Тасос» и «Самсун» подошли к Севастополю и в 6.33 открыли беглый огонь, на который ответили береговые батареи и старый линкор «Георгий Победоносец». Через 17 минут «Гебен» повернул обратно. Выполняя поворот, он какое-то время находился на управляемом минном поле, которое не было включено, потому что русские ожидали прохождение через него своего минного заградителя «Прут». С того момента, когда был отдан приказ включить ток и до поворота ключа на пульте управления прошло 20 минут. За это время «Гебен» успел сойти с опасного места.

Именно в этот момент его сигнальщики заметили минный заградитель «Прут», который возвращался из Ялты.

На выручку ему бросились дежурившие у мыса Херсонес старые эсминцы «Лейтенант Пущин», «Жаркий» и «Живучий». «Гебен» позволил им подойти на дистанцию 7,5 км, а затем открыл огонь. Шедший первым «Лейтенант Пущин» получил два попадания и вынужден был отвернуть. Остальные два эсминца тоже не выдержали огня и отвернули. «Гебен» с дистанции 10 км подал «Пруту» сигнал сдаваться, но «Прут», не отвечая на сигнал, направился к берегу. Тогда «Гебен» открыл по нему огонь. Командир «Прута», опасаясь, что корабль, имевший на борту 710 мин, в случае попадания взлетит на воздух вместе со всей командой, решил его затопить. Часть экипажа на шлюпках добралась до берега, а 75 человек подобрали турецкие эсминцы. «Гебен» в 9. 00 взял курс на Босфор.

«Нилюфер» еще до рассвета поставил вдоль берега 70 мин.

Почти одновременно с «Гебеном» действовал «Бреслау». Поставив в 6.00 мины в Керченском проливе, на которых в тот же день подорвались и затонули русские пароходы «Ялта» и «Казбек», он вместе с канонеркой «Беркисатвет» обстрелял порт Новороссийска и сам город. Загорелись нефтехранилища, страшный пожар от разлившейся нефти уничтожил 14 стоявших в порту судов. Крейсер «Гамидие» в 6. 30 обстрелял Феодосию, вызвав пожар в портовых и железнодорожных складах.

Докладывая в Константинополе о проведенной операции, контр-адмирал Сушон исказил подлинный ход событий. Он представил дело таким образом, будто бы русский заградитель «Прут» пытался заминировать вход в Босфор и что только в ответ на его действия немецкие корабли атаковали Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. Правда вышла наружу лишь после опроса экипажей турецких кораблей, принимавших участие в операции. Послы стран Антанты от имени своих правительств предъявили Турции ультиматум с требованием публичного осуждения враждебной акции ее флота вместе с немецким и немедленного выдворения из страны всех немцев. Невыполнение ультиматума означало войну. Так все и произошло.

31 октября Россия объявила, что находится в состоянии войны с Турцией. 1 ноября Константинополь покинули послы Великобритании и Франции. Одновременно вице-адмирал Карден получил приказ обстрелять форты в проливах. 3 ноября «Индефатигейбл» и «Индомитейбл» подвергли бомбардировке форты на европейском берегу Турции — Седдюлбахыр и Эртогрул, а «Сюффрен» и «Верите» — Кумкале и Оркание на азиатском берегу. Обстрел продолжался 11 минут, и хотя сами форты особенно не пострадали, около 150 турецких солдат были убиты.

Официально о своем вступлении в войну с Великобританией и Францией Турция заявила 5 ноября, а 12-го она объявила войну всем остальным странам Антанты.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.