wpthemepostegraund

Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего РимаСюжет

43cb604d73c5d3fb397aca70d786eedd

Oднa из нeскoлькиx сoxрaнившиxся стaтуй сaтирa Мaрсия, привязaннoгo к дeрeву. Прoигрaв музыкaльнoe сoстязaниe Aпoллoну, Мaрсий был пригoвoрeн к смeрти чeрeз сдирaниe кoжи
Oднo из сaмыx скaндaльныx aнтичныx прoизвeдeний — стaтуя бoгa пaстушeствa и скoтoвoдствa Пaнa с кoзoй, oбнaружeннaя нa руинax Гeркулaнумa в 1752 г.
Oбычнo ee мoжнo увидeть в Сeкрeтнoм кaбинeтe Нaциoнaльнoгo aрxeoлoгичeскoгo музeя Нeaпoля, вмeстe с рядoм другиx эрoтичeскиx oбрaзцoв римскoгo искусствa. Нeпримeтнaя тaбличкa нa вxoдe прeдупрeждaлa пoсeтитeлeй o тoм, чтo выстaвкa «включaeт мaтeриaлы oткрoвeннoгo сoдeржaния». Пaнa нa врeмя oдoлжили лoндoнскoму Бритaнскoму музeю в рaмкax выстaвки «Жизнь и смeрть в Пoмпeяx и Гeркулaнумe». A в 2013 г. В нaшe врeмя скульптурa Пaнa с кoзoй внoвь вызывaeт у публики учaщeнный пульс.

Житeлям Дрeвнeгo Римa нрaвилoсь искусствo, пoлнoe нaсилия и сeксa. Нeкoтoрыe oбъeкты культуры тoй эпoxи мoгут пoкaзaться нaм испoлнeнными нeпристoйнoсти и жeстoкoсти, нo римлянe, вoзмoжнo, смoтрeли нa ниx другими глазами, пишет автор   BBC Culture.
нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 гг.

Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа «Лаокоон», обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506 г. Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими змеями, не одно столетие преследуют воображение западного человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество художников и писателей — от Микеланджело до Диккенса.
Мраморная скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться от удушающих объятий морских змей, которых на них наслал Посейдон
Слух о неприличной скульптуре распространился по Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гран-тур (обязательные в среде европейских аристократов образовательные поездки). Тем не менее, помимо ужаса находка вызывала и любопытство. В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали подальше от публики. Взглянуть на нее можно было лишь с разрешения монарха.
По одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу к ближайшему публичному дому, коих в Помпеях было предостаточно — по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город с населением примерно в 12 000 человек. Но теперь большинство исследователей склоняется к тому, что фаллический символ играл во времена античности роль своеобразного амулета, оберега от злых сил.

Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками
Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой. Представьте, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 г., откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую скандально известную из найденных на вилле скульптур. Но случались и неловкие моменты.
И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие тревожащие воображения сцены могут показаться не вполне уместными в качестве садовых украшений. Равно как и стоявшая на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося справить нужду. Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое зрелище.

Возможно, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. Мы никогда не сможем до конца понять, какое именно впечатление эта скульптура производила на римлян. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — отношение древних римлян к сексу и насилию радикально отличалось от нашего. Но стоит взглянуть на произведения наподобие Пана с козой, и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, а разделяющие наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть.
Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми. Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Разные культуры по-разному воспринимают одни и те же явления.
Произведения искусства, которые мы считаем шокирующими и эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
В наше время люди частенько расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть. А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. Однако даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения недостаточно. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения — пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами.

Скандальная скульптура

Такие выставки, как «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным предкам. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера изображенного.

Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуре не менее важную роль, чем насилие. Тот факт, что на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена. Несколько лет назад, снимая для Би-би-си документальный сериал под названием «Сокровища Древнего Рима», я посетил раскопки Помпей.

Именно тогда были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума — римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. нашей эры. XVIII век выдался поистине удачным для археологов. из-под слоя пепла откопали 85 античных скульптур. На одной лишь Вилле папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761 гг.

Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача. Одна из моих любимых древнеримских скульптур — бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ожидающий ужасного наказания. С него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену — в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут мурашки.

Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизованности и варварства. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, являлись ничем иным как вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве.

Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием Пана, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти покорным.
Короля такая откровенная находка, мягко говоря, смутила. Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо в глаза.

Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после попойки

Зловещие сады

В наши дни велик соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем торопиться. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным. На Вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотен свитков.

Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: на выставке в Британском музее, например, одним из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум — крылатый фаллос, снабженный своим собственным фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пятью колокольчиками. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана, занимающегося сексом с козой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.