wpthemepostegraund

Женский автопробег по пустыне Каракумы в 1936 г.

20 век  
пропаганда  
техника  

В 1929-1936 годах было совершено 7 автопробегов через среднеазиатскую пустыню Каракумы. Целью пробегов была как испытание автомобилей в тяжёлых условиях, так и пропаганда. В 1936 году был совершён седьмой пробег, примечательный тем, что в нём участвовали одни женщины. О нём и пойдёт речь в этой заметке. Текст взят из книги А.Д. Рубца «История автомобиля в России».

Следующий, уже седьмой, связанный с Каракумами пробег состоялся в 1936 г. и ставил совсем иные задачи, а именно: показать возможность применения женского труда на автомобильном транспорте. Специально был выбран тяжелый маршрут: трудные перевалы через Уральский хребет, абсолютное бездорожье, голые степи и пески пустыни. Если в Каракумском пробеге 1933 г. прошли испытания исключительно новые автомобили, сошедшие прямо с конвейера, то в Первом женском пробеге участвовали машины, взятые непосредственно из эксплуатации.

30 июля 1936 г. в 13 ч в парке имени A.M. Горького стартовали 10 легковых машин и четыре пикапа — все ГАЗ. Пятый пикап присоединился к автоколонне во время пробега в Горьком, причем все автомобили, за исключением последнего пикапа, после капитального ремон-»га, а один уже участвовал в Каракумском пробеге 1933 г. Маршрут женского пробега: Москва — Ярославль — Иваново — Горький — Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Атбасар — Карсак-пай — Джусады — Иргиз — Сталинград — Ростов-на-Дону — Днепропетровск — Киев — Минск — Москва. В пробеге участвовали 45 человек: водители, слесари, шинники, врачи, корреспонденты, операторы кинохроники — все женщины. Большинство из 28 водителей — профессионалы со стажем работы около пяти лет. Пробег проходил в разнообразных дорожных и климатических условиях: по бездорожью, безводью и при жаре до 70 °С на солнце.

Маршрут автопробега

Первое тяжелое испытание колонна выдержала при переходе через Уральский хребет, где пришлось преодолеть семь трудных перевалов с затяжными подъемами в 6—7 км, а также ямы и крутые спуски. В степях Казахстана абсолютное бездорожье. Направление движения определялось по компасу. Колонну застали дожди, автомобили забуксовали и простояли двое суток под проливным дождем и ветром. Лишь на третий день стало возможным как-то выбраться из глины и грязи, еле двигаясь на первой скорости. 250 км колонна шла песками, считавшимися непроходимыми. Автомобили по радиатор уходили в песок. Часто женщины на руках выносили машины. У Аральска 2 км шли берегом моря так, что левые колеса были в воде а правые на морском песке, другой дороги не было. Под Казалинском ехали по полотну железной дороги. На этих участках обслуживание, смазка и профилактический ремонт выполнялись женщинами в голой степи, под открытым небом, часто при свете фар. Тяжелые условия движения были не только при переходе через Уральский хребет, но и в казахстанских степях и около Ростова-на-Дону. Хорошие дороги были в Белоруссии, частично на Украине и в Чувашии, но как только чувашская территория кончилась, сразу же началось обычное бездорожье. Средняя техническая скорость на большей части пути — около 28 км/ч, на очень хороших дорогах она достигала 50—60 км/ч, а на отдельных участках до 80 км/ч.

Этот пробег в большей степени, чем другие, был характерным отражением эпохи. Его участница специалист-шинник Ф. Яшунская писала:

Цель пробега — политический и технический рост советской женщины. Как показывает само название пробега — «Имени Сталинской конституции» политическая сторона пробега выдвигается на первый план. Колонна должна была на своем пути провести большую массово-политическую работу по разъяснению Сталинской конституции и закона о запрещении абортов. Довольно серьезно велся учет и анализ использования шин, были разработаны новые инструкции по их эксплуатации и технические условия для шинной промышленности. 30 сентября 1936 г. все автомобили, пройдя 10 016 км, финишировали в Москве.

Участницы автопробега, 1936 г. Вверху в центре — командор автопробега А.П. Волкова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.