wpthemepostegraund

История игральных карт в России

Прoблeмa oпять рeшaлaсь нa сaмoм высoкoм урoвнe. Нo в 1816 гoду мoнaрxия вo фрaнцузскиx кaртax былa вoсстaнoвлeнa. Листы этoй бумaги нaтирaлись тaлькoм нa спeциaльныx мaшинax. Впрoчeм, зaпрeты нa игру нa дeньги, издaнныe ee прeдшeствeнникaми, импeрaтрицa нe oтмeнялa. Эти фрaнцузскиe кaрты и послужили русским художникам образцами для подражания. Первоначально, сохранялось деление на карты атласные, экстра, первого и второго сортов по типу бумаги на которой их печатали. Екатерина Великая была к картам неравнодушна – играла и с фаворитами, и с придворными, и с европейскими монархами. Если игрок оказывался рецидивистом и ни кнут, ни нож палача не могли отучить его от пагубной страсти, его заковывали в кандалы и отправляли на каторгу. А подлинники знаменитых рисунков Шарлеманя дожили до наших дней – сначала они хранились в архиве Государственной Карточной Монополии (бывшей Императорской Карточной Фабрики). Во всяком случае, карты есть в описи имущества в одном из принадлежащих этому монарху дворцов. А высший свет тем временем сотрясали скандалы, связанные с игрой в карты не деньги, усадьбы, крепостных. А европейские карты делились в те времена на три типа – французские, итальянские и немецкие. Давайте поговорим о них поподробнее. Запрещенные игры – это игры на деньги, разумеется. Впрочем, столь суровые меры касались только простого («черного») люда. Адольф Иосифович Шарлемань (1826 – 1901), создатель современных российских карт, родился в семье обрусевших французов. За картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен золотой академической медали и права на шестилетнюю заграничную стажировку. После закрытия этого предприятия эскизы приобрел известный коллекционер Александр Перельман, передавший их Музею карт в Петергофе. Императрица Анна Иоанновна издала в 1733 году издала еще более строгий указ – игроки должны были заплатить штраф в размере тройной суммы денег, на которые шла игра. Атласная бумага выгодно отличалась от обычной бумаги тех лет – плохо проклеенной, шероховатой, легко размокающей. Примерно столько же стоили и карты ручной работы, изготовляемые для императорского двора. “Атласные” карты Адольфа Иосифовича Шарлеманя. По согласию всех трех сторон, брак был расторгнут и княгиня вышла замуж за победителя. В «Уложении» царя Алексея Михайловича – суровом и строгом своде законов, игра в карты попала в главу «О разбойных и татиных делах». Как и в Европе, в нашей стране в карты играла в первую очередь знать и купечество. В годы Великой Французской Революции монархия во Франции была свергнута и в картах – контрреволюционных королей, дам и валетов сменили античные боги и великие философы. В производство были запущены и дорожные карты (отличавшиеся меньшим размером) с рисунками Шарлеманя: Дорожные карты Шарлеманя.Источник Карты Шарлеманя благополучно пережили Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. Но наибольшей популярностью в нашей стране пользовались карты французские. Иностранцы в своих воспоминаниях подробно описали некую «русскую игру в короли», которую они называли «несравненной и умной». Давайте поговорим об истории тех игральных карт, которыми мы пользуемся сегодня. И счастливо прожила с ним долгих шестнадцать лет. Разрабатывались новые рисунки, но утвердить их требовалось на самом высоком уровне. В итоге, в 1717 году Петр I издал указ, строго настрого запрещающий игру в карты на деньги. Строгий указ, запрещающий игру на деньги, изданный Александром I в 1801 году, «не работал». Вильсон и буквально с первых лет своей работы он пытался улучшить внешний вид игральных карт. На рисунках Шарлеманя царственные особы выглядят именно так, как им и подобает. Карты производились в Петербурге, Москве, Архангельске и других городах России. Бецким. И уже тогда играли не только «забавы ради». Впоследствии рисунки Шарлеманя были переделаны под офсетную печать. К сожалению, российские самодержцы не видели причин вносить изменения в устоявшийся дизайн карт. Он творчески переработал те рисунки, что существовали до него. Впрочем, короли на русских картах тех лет, напоминали бородатых мужиков из сельской глубинки. Но есть и «польская» и «немецкая» версии. Во Франции, кстати, еще в XV веке придумали «прототипов» для карточных королей – Карл Великий стал королем червей, царь Давид королем пик, Юлий Цезарь – бубновый король, а Александр Македонский – король трефовый. Петр Великий картами не увлекался. Источник Само слово «атласные» появилось от названия сорта бумаги, которую сравнивали с блестящей и гладкой шелковой тканью – атласом. Выпуск карт на этом предприятии наладили еще в 1819 году. Но эскизы Бейдемана были признаны слишком сложными и вычурными, в производство были запущены карты на основе более простых и лаконичных работ Шарлеманя. Я. В карты, вполне возможно, играл и сам Алексей Михайлович. Правда, и стоили они недешево – в 1855 году дюжина атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек (годовой доход крестьянина в те годы составлял 10-20 рублей). Масти у них носили хорошо знакомые нам названия – черви, бубны, пики, трефы. Как мы уже говорили, карты появились в нашей стране на рубеже XVI и XVII веков. Его дед был скульптором-декоратором, отец – известным петербургским зодчим. Но уже к началу тридцатых годов карты печатались только на атласной бумаге, благо технология ее изготовления была уже не такой сложной и дорогостоящей. А карты, напечатанные на атласной бумаге, не боялись влаги и легко скользили. А наказания для воров в те времена были суровыми. В Советском Союзе производство игральных карт было сосредоточено на Государственной Карточной Монополии. Правда, в указе была честная оговорка – на дворцы Ее Императорского Величества данный запрет не распространяется. Уже при Александре I был издан указ, окончательно закрепляющий монополию Воспитательных Домов на производство игральных карт. Полного единодушия по поводу того, из какой страны в Россию попали первые карты, среди историков нет. Все российские любители карточных игр привыкли к так называемым «атласным картам». Все изменилось после отмены крепостного права в 1861 году. Если и это не помогло, «Уложение» предписывало совсем уж крайнее средство – «казнить смертью». Предприятие было выкуплено казной и подарено Воспитательному дому в Петербурге. Они различались названиями мастей – например, у итальянских карт это были кубки, монеты, мечи и жезлы. Но из всех работ этого талантливого художника в народной памяти остались … да, вы правы, именно те, что он выполнил по заказу Императорской Карточной Фабрики. Игра шла и на крупные денежные суммы. В годы ее царствования издаются многочисленные руководства по карточным играм. В карты проигрывали поместья и целые деревни с крепостными. На протяжении почти сорока лет фабрикой руководил А. А вот с карточными дамами такого единодушия не было – роль дамы червей отводили то библейской Юдифи, то Елене Троянской, дамой пик была и богиня Афина и … Жанна Д’Арк, дамой треф – добродетельная Лукреция. Производство карт в нашей стране неразрывно связано с Императорской Карточной Фабрикой, бывшей Александровской мануфактурой. Правда, стоимость карт оставалась довольно высокой – в «прейскуранте товаров народного потребления» за 1935 год стоимость колоды в 52-53 карты составляет 6 рублей. Адольф Шарлемань решил стать живописцем и поступил в Императорскую Академию Художеств, которую закончил по классу батальной и исторической живописи. Им удалось создать настоящие шедевры карточной графики. Производство отечественных карт началось в 1760-ые годы, после указа Елизаветы Петровны, официально разрешающего «степенные» игры (игры не на деньги). Вернувшись на родину, Шарлемань рисовал не только батальные полотна. В нашей стране они появились значительно позже – согласно самой распространенной версии в карты на Руси стали играть на рубеже XVI и XVII веков. А еще раньше – в 1766 году таможенная пошлина на иностранные карты была поднята с 87 копеек за дюжину карт до двух рублей. Делая свои эскизы, Шарлемань не стремился придумать что-то принципиально новое.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.