wpthemepostegraund

Инакомыслящие и раскольники из купеческой среды в 17 в.

религия  
торговля  
17 век  

Статья о первых купцах-раскольниках в 17 в.

Глава «Инакомыслящие из купеческой среды» из книги В.Б. Перхавко. «Средневековое русское купечество» (М.: Кучково поле, 2012. С. 309-312)

Наряду с людьми, отличавшимися искренней православной набожностью, в русской купеческой среде XVII века встречались и те, кто подвергал сомнению церковные догматы. Богатый русский купец Филипп из Ивангорода в 1634 году проявлял неверие в святость и чудодейственность икон, проведя носовым платком по одной из них и сказав голштинскому путешественнику и ученому Адаму Олеарию и его спутнику, немецкому врачу: «Так я могу стереть краску и потом сжечь дерево; в этом ли искать мне спасения?». В поисках истины этот человек обращался только к Библии и не признавал православных постов72.

И среди старообрядцев насчитывалось немало торговых людей, хранивших старинные книги и иконы и передававших их из поколения в поколение. Правда, подавляющее большинство материалов о них относится к более позднему времени. Тем ценнее для нас немногочисленные свидетельства XVII века. Торговые люди, участвовавшие в волнениях в Москве в августе 1654 года, во время эпидемии чумы, протестовали в связи с отъездом патриарха Никона и выступали против уничтожения по его указу новописанных икон, выполненных по образцам « картин франкских и польских». Принеся в Кремль иконные доски с выскребленными ликами, члены Гостиной сотни Александр Баев, Дмитрий Заика, кадашевец Иван Нагаев и другие предводители восставшего московского люда заявили властям: «Оне де те цки (иконы. — В. П.) рознесут для оказания во все сотни и слободы»73.

Старец Серапион информировал в 1666 году Приказ тайных дел о капитонствующих «расколоучителях» Иване Лисине, посадском человеке из Шуи, и Тимофее Чернопольце из Вязниковской слободь74. Между 1671 и началом 1676 года было составлено обращение правительства царя Алексея Михайловича к православным с предостережением от уклонения в раскол. В нем в качестве назидания рассказывалось об одном из очагов раскольничества в посадской среде Ярославля: «Человек некии именем Михаил Евдокимов сын нижегородец посадцкий человек в прешедших летех яко за десять лет отселе при шел бяше в Ярославль град с солию и прият дружество с Дементием Иоанновым сыном пореклом Шипиловым отставленым городничим того же де града». Шипилов учил Евдокимова «лстивно по книзе Апокалипсисе всякому церковному противству и сказываше ему уже пришедшую кончину мира и священным елеем помазывания восприимати ему возбраняше, именуя то антихристовою печатью быти от Никона патриарха вымысленною его же самаго антихриста быти нарицаше»75. Отправившись, очевидно, по торговым делам в Кострому и получив «святое помазание» в день памяти святого Феодора Стратилата в соборе Пресвятой Богородицы, нижегородец тотчас же смыл в реке елей, а за это прегрешение, по словам составителя обращения, был частично парализован и, страдая также от язв на лице и во рту, вскоре умер76.

Грандиозный правительственный сыск, учиненный в 1682-1684 годах в Новгородском уезде, также выявил причастность к старообрядчеству ряда представителей посадского населения. По доносу местного священника в Тесовской волости у Абрама Федорова, приказчика гостя Семена Гаврилова, в апреле 1682 года были изъяты раскольнические «лицевые богомерзкие тетрати», по которым он «развращал крестьян, чтоб ко святей церкви не приходили и святых тайн не причащались»77. Как выяснилось, эти тетради приобрел у «расколоучителя» Якушки Калашникова (Калашника, Колачника) сын С. Гаврилова Иван, приобщившийся к раскольничеству и привлеченный к следствию. Приказчику же А. Федорову удалось скрыться в «Свейской земле».

Торговал одно время у зятя (мужа сестры) в лавке калачами и руководитель новгородских раскольников Иван Дементьев, происходивший из посадских низов Великих Лук и считавший, что «церковь Божия осквернена и жития де всего на Земли всем людем восмь лет»78. Согласно его хилиастическим воззрениям, в 7200 (1692) году от сотворения мира ожидались второе пришествие Христа, обновление Земли и мира людского. Он учил своих последователей не причащаться и отказываться от употребления просфир с изображением четырехконечного креста. Стойко державшегося во время допросов и пыток мелкого торговца Я. Калашникова, до последних дней крестившегося двумя перстами и отказавшегося от предсмертного причастия, сожгли в срубе в Дмитрове. Столь же жестоко власти расправились с Ваской Андреевым, Ваской Рукавишниковым, другими посадскими людьми Новгорода Великого. Допрошенный же с пристрастием И. С. Гаврилов, который отправился из Новгорода в Москву, выдал властям старца Варлама и прочих новгородских раскольников. Его спасли от смерти не только откровенные признания, но и заступничество влиятельного в купеческой среде отца, который имел «много власти в Новгороде»79. О денежном поручительстве С. Гаврилова за сына «Ивана Семенова Маленького», обвиненного в раскольничестве, записал в своем дневнике шведский славист Юхан Габриель Спарвенфельд (1655-1727), побывавший в 1683 году в Новгороде и проживший в России несколько лет80.

С. В. Бахрушин сделал предположение о склонности к старообрядческим воззрениям еще одного богатого новгородского купца — Н. Т. Кошкина, упомянувшего в своей записной книжке о «Беседах в 191 зачале (Absatz) о Исусове имени», то есть то место из московского печатного издания 1668 года «Беседы и нравоучения св. Иоанна Златоуста», которое являлось одним из источников для старообрядцев по вопросу о написании имени Иисуса81.

Неистовый протопоп Аввакум, оказавшись в заточении в Пустозерске, переписывался со своим единомышленником, посадским человеком из Нижнего Новгорода Семеном (Симеоном) Ивановичем Крашенинниковым, постригшимся в 1675 году под именем Сергий и ставшим игуменом. В одном из писем к нему, обращаясь к своей духовной ученице Феодосье Прокопьевне Морозовой и ее соузницам, сидевшим с 1673 году в земляной тюрьме в Боровске, Аввакум обзывал никониан еретиками и собаками. В другом послании к духовному чаду Симеону, осуждая жестокие репрессии властей против старообрядцев, он вместе с тем одобрял массовые самоубийства единоверцев в Нижнем Новгороде: «В Нижнем преславно бысть: овых еретики пожигают, а инии, разпальшеся любовию и плакав о благоверии, не дождався еретического осуждения, сами в огонь дерзнувше, да цело и непорочно соблюдут правоверие. И сожегше своя телеса, душа же в руце божии предаша, ликовствуют со Христом во веки веком!»82 С. Крашенинникову вроде бы адресован один из вариантов Жития Епифания, сподвижника протопопа Аввакума, который также переслал своему «духовному сыну» Симеону «Книгу толкований», созданную в 1675-1677 годах в Пустозерске. Обличая в ней уже низложенного патриарха Никона, Аввакум называет его предтечей антихриста83. В мае 1682 года игумен Сергий написал челобитную властям от имени всех стрелецких полков и жителей московских слобод. Ставший одним из идейных вдохновителей Стрелецкого бунта 1682 года, в июле того же года он участвовал на стороне старообрядцев в диспуте попа-раскольника Никиты Добрынина (Пустосвята) с царевной Софьей и церковными иерархами в Грановитой палате Московского Кремля. Согласно «Запискам о Стрелецком бунте», после казни Н. Добрынина его единоверцев из числа «чернецов сослали в сылки неведомо куды за их плутость»84. Еще одной духовной последовательницей Аввакума стала нижегородка К. А. Болотовых.

Происходивший из калужских купцов Иоанн Лукьянов, будучи с конца XVII века священником в Москве (в 1699-1701 годах служил в Никольской церкви, что за Смоленскими воротами на Песках), тайно придерживался старообрядчества и находился в контакте с другими старообрядцами (ветковцами и брынской общиной). Отправленный ветковцами в Иерусалим, он в 1701-1703 годах совершил путешествие на православный Восток, а вернувшись, составил свое «Хождение»85.

Однако верхушка российского купечества XVII века лишь в единичных случаях примыкала к старообрядцам. Подавляющее большинство ее представителей поддерживало церковную политику властей. Дьяк Алмаз Иванов, выходец из гостей, не раз участвовал в расследованиях по делам раскольников, в том числе в 1657 году в Ростове, где, изобличая портного мастера Богданова и его учеников, ростовский митрополит Иона ссылался на одного из свидетелей их вероотступничества — гостя Василия Шорина86. Богатые купцы хорошо сознавали, какой удар по их благосостоянию может нанести обвинение властей в приверженности к старым обрядам. Вряд ли кто-либо из них хотел подвергнуться участи иноземного коммерсанта Конрада Нордемана, сожженного в Москве 4 октября 1689 года вместе с проповедником из Силезии Квирином Кульманом за распространение еретических взглядов: пропаганду хилиастических идей близкого падения «Вавилонского царства» и наступления «Иезуелитского царства»87.

72 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 309.

73 Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 102.

74 Народное антицерковное движение в России XVII века: Документы Приказа тайных дел о раскольниках 1665-1667 гг. / Сост. В. С. Румянцева. М., 1986. № 102. С. 132.

75 Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России. 1654-1684 гг./Сост. B.C. Румянцева. М., 1990. № 71. С. 99.

76 Там же. С. 100, 101; Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. С. 181-182.

77 Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. Приложение II. № 6,14. С. 227,237; Она же. О новгородских художниках второй половины XVII в. (по архивным источникам) // Феодализм в России. М., 1987. С. 292-293.

78 Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. Приложение II. № 6,14. С. 188-192,232-234.

79 Там же. С. 228, 237; Варенцов В. А. Привилегированное купечество Новгорода… С. 81-82.

80 Биргегорд У. Новгородские страницы дневника Ю. Г. Спарвенфельда// НИС. СПб., 1997. Вып. 6 (16). С. 282-283.

81 Бахрушин С. В. Торги новгородцев Кошкиных. С. 194.

82 ПЛДР. XVII век. Кн. 1. М., 1988. С. 557-558,563-566,572-575; см. также послание, опубликованное в издании: Памятники истории старообрядчества XVII в. Кн. 1. Вып. 1 / РИБ. 1927. Т. 39. С. LVI-LVII. Стб. 845-852; Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность. Л., 1985.

83 ПЛДР. XVII век. Книга вторая. С. 428-433,629,666.

84 Там же. С. 531.

85 Лилеев М. И. К вопросу об авторе « Путешествия во Святую Землю » (1701—1703) московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии // ЧИОНЛ. Киев, 1895. Т. 9. Отд. 2; Ольшевская А. А., Травников С. Н. Иоанн Лукьянов // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., 1996. Т. 2. С. 363-364.

86 Народное антицерковное движение в России XVII века: Документы Приказа тайных дел о раскольниках 1665-1667 гг. С. 13,30,33-34,36,38-40,43-46, 50, 53-54, 56.

87 ССГД. М., 1826. Т. IV. № 204. С. 619-620; Давид Иржи. Современное состояние Великой России, или Московии // ВН. 1968. № 1. С. 130,132.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.