wpthemepostegraund

Гражданская война в Испании и советская пропаганда. Фотографии, рисунки и карикатуры

фото  
20 век  
пропаганда  

Давайте продолжим разговор на тему испанской гражданской войны (1936-39) и советской пропаганды. Поговорим о самой важной составляющей любой пропаганды — визуальной. Например, одно дело читать в газете или слышать по радио о том, что фашисты бомбят Мадрид и совсем другое видеть руины Мадрида.

Законы военной пропаганды просты и метод отбора фотографий на газетные полосы прост — надо показывать мужественных и храбрых бойцов, людей, которые никогда не отступят и будут стоять до конца. В случае с войной в Испании в советской печати была особенность — популярным сюжетом фоторепортажей были жены и дети солдат-республиканцев, стоящие с оружием в руках в одном ряду с мужьями и отцами. И, такие фотографии, далеко не всегда были постановочными — во многих гражданских войнах зачастую сражаться приходилось и тем, кто в «обычной» войне участия не принимает. Популярными героями были и харизматические лидеры испанских коммунистов — Хосе Диаса и Доллорес Ибаррури.

Живописанием ужасов войны в советской печати не увлекались, но фотографии Мадрида после бомбежек печатались часто. Враг, чаще всего, оставался за кадром — фашисты (собирательный образ всех врагов республиканцев) часто упоминались в текстах статей и репортажей, но их фотографии были редкостью.

Зато фашисты были главными героями карикатур. Это тоже один из законов военной пропаганды — враг должен быть не только страшен, но и смешон. Врага можно и нужно бить. Главным было соблюсти пропорцию — не выставить врага непобедимым монстром из фильмов ужасов и не представить его непроходимо тупым персонажем комедий.

В качестве примеров советской печатной пропаганды времен испанской мы выбрали три журнала — молодежную «Смену», научно-популярную «Технику-Молодежи» и юмористический «Крокодил». Вернее несколько номеров этих журналов, в которых нужные нам материалы расположены компактно.

«Смена». март 1937 года

Это был «тематический» номер журнала, целиком и полностью посвященный испанской войне.

На обложке воин-республиканец.

В окопы к бойцу республиканской армии пришли мать и сестра

Иллюстрация к репортажу с передовой.

Жизнь вне боя — чтение свежей прессы.

«Смена» — журнал литературно-публицистический. В этом номере публикуется отрывок из романа Сесара Мария Арконада «Под небом Эстрамадуры». Роман повествует о тяжелой жизни испанских крестьян под гнетом помещиков. Выше приведена наглядная иллюстрация.

Рассказ о народно-освободительной войне Испании с Наполеоном проиллюстрирован знаменитой картиной Гойя.

Дворец гергцога Альба — музея и шедевра архитектуры после того, как с ним поработали фашистские бомбардировщики.

Молодой боец республиканской армии.

В этой армии несут службу и девушки.

А примером для них служит Доллорес Ибаррури — знаменитая Пассионария.

Бойцы отправляются на фронт.

Речь Хосе Диаса — вождя испанского пролетариата.

Эта карта дает наглядное представление о том, что забыли в Испании фашистские интервенты.

Красочный рассказ о боях в небе Испании.

Эта фотография в комментариях не нуждается.

«Техника — Молодежи» январь 1937

В этом номере популярного журнала была напечатана целая серия статей о воздушной войне — нынешней и предстоящей. Поводом для написания этих материалов стали бомбардировки Мадрида, не прекращающиеся с осени 1936 года.

Обложка журнала.

Целый разворот занимает иллюстрированное начало статьи «Фантазии и Действительность». На этой странице — отрывок из романа немецкого писателя Гельдерса «Воздушная война». Роман явно написан под впечатлением другой книги с очень похожим названием — «Война в воздухе» (1929) итальянского военного теоретика Джулио Дуэ. Он обосновывает новую теорию скоротечной войны, победу в которой могут принести армады тяжелых бомбардировщиков, уничтожающих вражеские города и столицы в глубоком тылу.

А это уже действительность — репортаж Михаила Кольцова из горящего Мадрида. В дальнейшем тексте статьи буржуазные теории применения бомбардировочной авиации подвергаются резкой критике: «Идея использования авиации для воздействия на крупные населенные пункты не нова; она давно проповедуется многими военными деятелями и писателями буржуазии, мечтающими в течении нескольких дней кончить будущую войну средствами авиационного оружия. Они полагают, что сумеют избежать опасности, связанной с формированием массовых армий, вооружением пролетариата, ростом его сознательности и вопиющими противоречиями капиталистического строя, обнажаемыми войной». И ведь, действительно, ставка на победу при помощи воздушного террора не оправдала себя уже в Мадриде.

В статье «Угроза с воздуха» рассказывается о современном (на 1937 год) состоянии бомбардировочной авиации и о методах борьбы с ней.

Иллюстрация к статье рассказывает о действиях республиканской авиации.

Наглядная схема.

А эта схема рассказывает о том, почему Мадрид не удается надежно прикрыть зенитной артиллерией.

В статье «Город под ударом» описаны футуристические проекты городов, надежно защищенных от ударов с воздуха. Но в начале статьи идут фотографии из Мадрида.

Мадрид, невзирая на регулярные бомбежки, держался до последнего дня войны.

«Крокодил». 1936

А это подборка карикатур из нескольких номеров «Крокодила» за последние месяцы 1936 года. В развернутых комментариях эти карикатуры не нуждаются.

А завершить наш обзор хотелось бы отрывком из фильма Эсфирь Шуб, смонтированного на основе материалов, снятых советскими и испанскими фронтовыми операторами. Фильм вышел на экраны в 1939 года, уже после окончания Гражданской войны.

Республиканцы потерпели в этой войне поражение. Но в сражениях этой войны, которая велась далеко от России был выкован целый пласт красивых героических легенд о тех, кто первым вступил в бой с фашизмом. Герои этой войны служили одним из примеров для наших солдат, принявших свой бой с теми, о ком они знали из репортажей о войне в Испании.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.