wpthemepostegraund

Феномен Григория Сковороды

Надия Степула

“…истина — безначальна…”

(Г.Сковорода)

Григорий Сковорода (1722—1794) — выдающийся украинский “гуманист и просветитель”, поэт, философ, музыкант, педагог. За без малого три века, что прошли со дня его рождения, кем его только не называли! “Древнерусским писателем”, “русским и украинским философом”, “борцом со схоластикой”, “атеистом”, “масоном”….

О жизни и творчестве Г. Сковороды написана уйма трактатов, статей,
книг, созданы фильмы, защищены диссертациии. Его цитируют, издают и
переиздают его сочинения, о нем веками спорят философы, по его притчам
ставят спектакли в ХХ веке. Но он остается по-прежнему неуловимым: “Мир
ловил меня, но не поймал”. И — малоизвестным, хотя интерес к имени
Сковороды от юбилея к юбилею разгорается, словно пламя угасающей свечи,
с новой силой.

Многие поколения учеников школ и студентов гуманитарных факультетов
твердо усвоили: Сковорода — ненавистник помещиков, материалист и почти
атеист (который хотя и брал эпиграфы из Библии для своих произведений,
но произведения его “далеки от библейских текстов”), — этакий гуляющий
по просторам “народный философ”, с котомкой, палкой и дудкой…
Литературная мумия из хрестоматии… О настоящих мирах, которые творил
Сковорода, все еще можно узнавать — читая его, читая о нем.

О настоящей его жизни узнать вряд ли уже удастся: время безжалостно отнимает эту возможность…

В 16 лет Сковорода поступил в Киево-Могилянскую Академию. В двадцать
стал певчим в придворной капелле. Через два года он продолжит учебу в
Академии. В 1750 г. уедет на три года в Европу. Венгрия, Германия,
вероятно, Италия — три чудесных года… Хотя и сейчас не все ясно в
“Жизни Григория Сковороды, написанной в 1794 году в древнем вкусе”,
оставленной М. Ковалинским — любимым учеником и другом философа,
сохранившим архив учителя.

В 2002 г. в московском издательстве (“Евролинц”) вышла книга “Г. С.
Сковорода. Жизнеописание. Сочинения”, где впервые с конца XIX века
опубликованы его биографии, написанные в разное время М. Ковалинским,
Я. Верховцем, Н. Стеллецким, В. Эрном, Д. Багалием, а также
произведения самого Сковороды. О Григории Саввиче писали Н. Костомаров,
И. Снегирев, Лев Толстой и многие другие. Одна из первых художественных
книг о Сковороде — роман “Российский Жилблаз” В. Нарежного (1814 г.),
затем увидела свет повесть И. Срезневского “Майор, майор!” (1836).
Образ Сковороды воплощен в учителе музыки в повести “Близнецы” Т.
Шевченко. Представители разных литератур обращались к творчеству Г.
Сковороды, мотивы его прослеживаются и в произведениях, и в философских
воззрениях писателей, чьи сочинения принадлежат разным народам.

В прошлом и нынешнем веке много книг и отдельных произведений о
Сковороде созданы украинскими писателями, философами. Но возможность
написать что-то новое все еще остается…

Точно известно, что первое датированное стихотворение Сковорода
написал 1 июля 1753 г. Посвящено оно было вступлению на епископскую
кафедру в Переяславе Иоанна Козловича. Целый год после этого Сковорода
писал трактат “Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной”.
Жизнь становилась все интереснее — в 1754 г. его уволили с должности
учителя пиитики в Переяславской семинарии, он становится домашним
учителем у помещика Томары, потом путешествует в Москву, пребывает в
Троице-Сергеевской Лавре. В 1759 г. получает приглашение работать
учителем поэзии в Харьковском коллегиуме, где студенты очень
привязываются к своему профессору. Летом 1760 г. Г. Сковорода уходит из
коллегиума — после ссоры с архимандритом Гервасием, а следующим летом
он сюда вернется, чтобы преподавать синтаксис и греческий язык.
Круговорот перемен, путешествие в Киев, написание новых лекций и
трактатов — “Начальная дверь ко христианскому добронравию”, философский
диалог “Наркисс”, диалог “Асхань”. Последний Сковорода сжег. Но, как
известно, “рукописи не горят” — список произведения сохранился у одного
из его многочисленных друзей.

В последний раз Г. Сковорода посетил Киев в 1770 г., жил в
Китаевской пу’стыни три месяца. Потом перебрался в Ахтырский Троицкий
монастырь. Он много писал и путешествовал снова. “Басни Харьковския”
написаны уже в селе Бабаи под Харьковом. После путешествия в Таганрог
Сковорода опять возвращается в Бабаи и заканчивает диалог “Брань
Архистратига Михаила со сатаною”. Потом живет и пишет в разных местах,
в основном в селах Гусинка, Великий Бурлук, Ивановка и других. В
последнее десятилетие своей жизни Григорий Сковорода написал “Беседу
1”, “Беседу 2”, диалог “Пря бесу с Варсавою”, “Убогий жаворонок”. В
1791 г. он посвятил свой последний философский диалог “Потоп Змиин”,
написанный еще в конце восьмидесятых годов, М. Ковалинскому.

Сложность понимания неоднозначных, часто разноречивых трактатов,
диалогов и собственно взглядов философа Сковороды длительное время была
камнем преткновения в вопросе “причисления” его к разным философским
школам.

Религиозные взгляды Г. Сковороды также получали в разное время самое
различное толкование. Примечательно, что и в XXI веке пристальное
внимание и философов, и богословов к творчеству Г. Сковороды не
иссякло. Интересные выводы предлагает в статье “Пантеистическая
теология Григория Сковороды” (“Андрееский вестник”, 2004) преподаватель
Одесской духовной семинарии О. Байдалюк. — “Вся земная жизнь философа
была посвящена онтологическому поиску некоего глубинного знания…”, —
пишет богослов, отмечая, что лекция Сковороды “Начальная дверь ко
христианскому добронравию”, написанная в 1766 г., — “это изложение
основ христианской веры…”, но Сковорода “развивает свое учение о Боге”…
— “…церковная ограда пугала Григория. Войдя в нее, он мог бы
раствориться среди тысяч таких же незаурядных людей, как и он сам. …Он
вместе с ними мог идти навстречу к Тому, Кто, пройдя через Гефсиманский
сад, ожидает всех в небесных чертогах. Но тогда бы он стал, как все,
заурядным. И он не вошел. Талантливый мыслитель и поэт свернул на
заросшую… вьющуюся тропу эзотерического знания, тропу мистических
снов и экстазов. Он шел за человекобогом, за Минервой, уводившей
философа из бренного мира, в котором он оставил символику, одинокое
надгробье и автоэпитафию…”.

…Сковорода все чаще говорил изречениями, которые спустя годы станут
афоризмами. “Смерть человеку — покой”. Он написал завещание, где его
похоронить и что начертать на могиле. Весной 1794 г. художник Лукьянов
написал последний прижизненный портрет Сковороды, а летом этого года
философ посещает М. Ковалинского в его орловской вотчине — селе
Хотетове. Глубокой осенью в том же году Г. Сковорода ушел в мир иной.

“Отличный образ его мыслей, учения, жизни скоро обратили к нему
внимание всего общества” — писал о Г. Сковороде М. Ковалинский,
отмечая, что Учитель был “всегда весел, бодр, воздержан, целомудр, всем
доволен, благодушествующ,… почтителен ко всякому состоянию людей,
посещал больных, утешал печальных, …выбирал и любил друзей по сердцу
их, имел набожество без суеверия, ученость без кичения…”.

Возможно, в нынешнем столетии подход к изучению наследия Г.
Сковороды будет более творческим, не таким, как в прошлом веке. — Еще в
60-е годы ХХ столетия Мирослав Попович и другие молодые ученые написали
книгу о Г. Сковороде, но тогда толкование образа философа вызвало
острую критику партийных идеологов. Только во времена “перестройки”,
спустя два десятилетия, книга вышла. (Сегодня тот молодой ученый —
академик М. Попович — возглавляет Институт философии им. Г. Сковороды.)
Некоторые книги тех лет, написанные так, что не вызывали никакой
критики, появились на свет и… хорошо, что теперь их уже никто не
читает. Они просто не востребованы…

О живом нынешнем интересе к творчеству почти трехсотлетнего
любомудра свидетельствует то, что на современных сценах успешно идут
спектакли по его произведениям. Львовский режиссер В. Кучинский за
создание цикла спектаклей по произведениям Г. Сковороды совсем недавно
стал лауреатом Национальной премии им. Т. Шевченко. И цитируют Григория
Саввича все чаще. Вот даже в “Самоучителе по бухучету на компьютере”
(автор А. Дониченко) эпиграфом к главе “Баланс — основа основ” стоит
Сковородинское: “Господи, благодарю Тебя, что все нужное Ты сделал
простым, а все сложное — ненужным”…

Г. Сковорода — современен. Хотя он отдален от нынешнего украинского
общества все так же, как был отдален от общества современников в веке
XVIII. — Мир его не поймал.

Грани плюс

Тема: Григорий Сковорода

Реклама:
Книги английский

Читайте также главные новости Украины, России, Европы и мира

К вашим услугам стоматология и зубное протезирование

Читайте новости медицины на сайте медицинского сообщества

Смотрите расписания транспорта

    

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.