wpthemepostegraund

Дореволюционные фотографии Балтийского судостроительного завода

промышленность  
20 век  
фото  

Середина XIX века является одним из переломных моментов жизни России. Поражение в Крымской войне (1853-56) показало, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации военно-морского флота и изменения концепции кораблестроения. На волне этих преобразований и возникло частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера судостроителя Марк Львовича Макферсона. Со дня своего основания 26 мая (13 мая по ст.стилю) 1856 года Балтийский завод первым осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли.

Завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а так же паровых машин и других судовых механизмов. В 1862 году на заводе построили первый отечественный металлический корабль — броненосную канонерскую лодку «Опыт». За 30-40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок, на предприятии построили корабль, который по многим параметрам отвечал своему назначению — подводную лодку конструктора Ивана Александровского(1866 год).

В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. Этот фрегат оставался в строю российского флота целых четыре десятилетия.

В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с.

Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы). Подводные лодки типа «Барс», «Морж» ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. Из отдела подводного плавания (1900 год) Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин» (1938 год).

В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») — первые российские дредноуты.

В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов. За первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна.

В 1926 году было создано новое Техническое бюро № 4, которое занималось проектированием и строительством Советских дизельных подводных лодок. В связи с неудачами, связанными при проектировании первой советской подводной лодки «Декабрист» в 1930 г. ОГПУ при ЛВО организовало на территории завода Особое техническое бюро (ОТБ) при полномочном представительстве ОГПУ в ЛВО. В 1931 году на территории завода было организовано хозрасчётное Центральное конструкторское бюро по специальному судостроению (ЦКБС), входившее и подчинявшееся правлению «Союзверфи». ЦКБС состояло из трёх отделов. III отдел ЦКБС занимался подводными лодками, в него полностью входило Техническое бюро № 4. В апреле 1931 г. III отдел ЦКБС и ОТБ ПП ОГПУ в ЛВО были объединены в Особое конструкторское техническое бюро № 2 (ОКТБ № 2). В 1932 г. ОКТБ № 2 было реорганизовано в Центральное конструкторское бюро специального (подводного) судостроения № 2 (ЦКБС № 2) — самостоятельную хозяйственную организацию с подчинением правлению «Союзверфи». Через три года в октябре 1935 г. ЦКБС-2 вернулось в подчинение Балтийского завода, а в январе 1937 г. по приказу Народного Коммисариата Оборонной промышленности (НКОП) СССР № 06 от 30.12.36 г. поменяло название на Центральное конструкторское бюро № 18 (ЦКБ-18) под управлением Балтийского завода. 1 апреля 1938 г. ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») получило полную хозяйственную самостоятельность со своим уставом производственного предприятия с подчинением II-му Главному Управлению НКОП. Первым начальником ЦКБ-18 стал Г. В. Орлов.

После революции отечественное судостроение испытывало серьёзный кризис. Ситуация достигла своего предела в начале 1920-х, когда в юрисдикцию Балтийского завода были переведены Адмиралтейские верфи. Такая ситуация продолжалась до конца 1925 года, когда это отделение стало отдельным предприятием под названием «Судостроительный завод имени Андре Марти».

На заводе впервые была использована технология радиационного контроля: в 1933 году автор метода Л. В. Мысовский использовал свой γ-дефектоскоп для выявления дефектов литья в толстых металлических плитах к печам «Мигге-Перроя».

Полтора столетия завод строит технически сложные и уникальные для своего времени суда и корабли. Сегодня одним из важнейших направлений деятельности верфи является гражданское судостроение. За последние годы предприятие построило суда для крупных заказчиков из России, Германии, Нидерландов, Португалии, Норвегии, Швеции и других стран мира.

В начале XXI века Балтийский завод играет ведущую роль в возрождении отечественного ледокольного флота: в 2004 году завод выиграл международный тендер ФГУП «Росморпорт» на строительство серии современных дизель-электрических ледоколов для эксплуатации в акватории Финского залива. Были построены два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург», последний был сдан заказчику в июне 2009 года Таким образом, впервые после 30-летнего перерыва на отечественной верфи была построена серия линейных дизель-электрических ледоколов. В 2007 году предприятием был сдан атомный ледокол «50 лет Победы».

Балтийский Судостроительный и Механический Завод, фото начала 20 века

01. Корпуса завода

02. Вид на завод со стороны Невы. 1903

03. Управляющий Балтийским заводом генерал М.И.Кази. (конец 1880-х гг.)

05. Общий вид корпусов завода (начало 1890-х гг.)

06. Вид на Балтийский завод (слева) со стороны Невы

07. Часть территории Балтийского судостроительного и механического завода

08. Вид на строительство эллингов

09. Стапеля завода

10. Торжественная встреча императора Николая II и сопровождающих его лиц рабочими и служащими Балтийского судостроительного и механического завода. 12 сентября 1902

28. Нижняя часть турбины высокого давления переднего хода для линейных кораблей, изготовленная на заводе. 19 июля 1910

35. Группа строителей за изучением плана устройства корабля

38. Пребывание китайской делегации на заводе. 1910

49. Макет броненосца «Орел», построенного на заводе

51. Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916

52. Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916

53. Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916

54. Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916

55. Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916

56. Группа военных во время испытания береговых башенных установок на Або-Аландской шхерной позиции. Остров Рцы. 1916

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.