wpthemepostegraund

Доклад ЦРУ о экономическом и политическом аспектах Олимпиады 1980 г. в Москве

материалы ЦРУ и НАТО  
политика  

Предлагаем вашему вниманию доклад ЦРУ, посвящённый тому, как СССР готовился к Олимпиаде 1980 г. в Москве. Доклад был выпущен 9 января 1980 г., когда ещё не было принято решение о том, что США будут бойкотировать эти игры в связи с вводом советских войск в Афганистан, но таковой бойкот уже считался вероятным. На русском языке публикуется впервые.

Низкое качество иллюстраций обусловлено тем, что таковы они в первоисточнике.

—-

9 января 1980 года

Докладная записка: Президенту

Вице-президенту

Государственному секретарю

Министру обороны

Помощнику секретаря по вопросам национальной безопасности

Тема: Подготовка СССР к Олимпийским играм

1. Прилагаемый доклад (оценка) подготовки СССР к Олимпийским играм может быть интересен в свете потенциального бойкота Олимпийских игр. Аналитики ЦРУ считают, что в СССР у прозападных диссидентов положительный эффект от бойкота может быть нивелирован за счёт усиления распространённых тенденций к ксенофобии. На международном уровне бойкот обеспечит особую актуальность Афганскому вопросу и приведёт к тому, что руководству Союза придётся столкнуться со шквалом критики со стороны определённых сфер международного сообщества. Тем не менее, СССР также может занять место потерпевшей стороны и заручиться сочувствием некоторых стран, используя международные разногласия по поводу бойкота для обострения напряженности в отношениях с США и другими государствами, которые не принимают или неохотно принимают участие в бойкоте, а также могут являться близкими союзниками США.

2. С экономической точки зрения потери от бойкота будут невелики. В основном они будут касаться сокращений поступлений валюты от туризма и платы за право вещания. СССР ожидают доход в пределах 250 миллионов долларов США. Большая часть этого дохода (как минимум, две третьих) уже получена, но в случае бойкота Союзу придётся вернуть уже полученные средства. В частности, 5 из 74 миллионов долларов, которые США уже уплатили за право на трансляцию.

Иностранные туристы, желающие посетить игры (по крайней мере, американцы), должны были заблаговременно приобрести Олимпийские туристические путёвки до конца 1979 года. Стремясь исключить возможность прямой отмены игр, Москва будет утверждать, что присутствие иностранных туристов приветствуется независимо от участия их страны в состязаниях.

Национальный центр оценки обстановки за рубежом

СССР: подготовка к Олимпийским играм

Разведывательная оценка обстановки

В этом докладе использовалась информация,

доступная от 7 декабря 1979 года

В подготовке данного материала участвовали:

Управление экономических исследований,

Отдел географических и картографических исследований,

Отдел политического анализа. Доклад был согласован с

сотрудником центрального аппарата разведки

по СССР и Восточной Европе. Комментарии и вопросы приветствуются и могут быть начальнику

подразделения, отвечающего за СССР и Восточную Европу.



Краткий обзор

СССР упорно работал над тем, чтобы получить право на проведение летних Олимпийских игр в 1980 году и, безусловно, рассматривает его, как первоочередное показательное событие. Союз прилагает огромные усилия, чтобы построить или отремонтировать 99 объектов, большинство из которых расположено в районе столицы. Вероятно, Москве потребуется около 3 миллиардов долларов США, что делает эти летние Олимпийские игры самыми дорогостоящими на сегодняшний день.

Москва должна быть готова ко дню церемонии открытия, но только посредством изменения приоритетов отечественного строительства в то время, как страна уже и так сталкивается со значительным отставанием различных строительных проектов. Официальные лица, ответственные за выполнение требований в подготовке к Олимпиаде, становятся всё требовательнее к количеству ресурсов, задействованных в подготовке к играм. Были задействованы строители из разных районов СССР, а в некоторых случаях привлекались и зарубежные строительные бригады. Возведение не олимпийских объектов в столице было ограничено, чтобы сохранить темпы олимпийского строительства.

Из-за игр СССР придётся столкнуться с несколькими проблемами. Работа с беспрецедентным количеством иностранных туристов представляет собой монументальную задачу для властей, не приспособленных к общению с западными путешественниками. Несмотря на увеличение вместительности отелей, открытие новых ресторанов, а также значительные усилия для подготовки советского персонала к удовлетворению западных вкусов, Москва будет похожа на туристический приграничный город. Советские лидеры также должны будут справиться со многими политическими вопросами. Так, перед каждой Олимпиадой появляются сложности с аккредитацией команд из Китая, Тайваня, Израиля и Германии. Скорее всего, значительное беспокойство организаторам доставит общение между советскими и западными гражданами, в том числе и действия советских групп диссидентов.

С экономической точки зрения Москва выиграет от усовершенствования городских объектов (1), увеличения жилищного фонда после окончания игр (2), улучшения условий для размещения туристов (3). Вместе с тем, советские чиновники могут утверждать, что большая часть неспортивных сооружений была бы построена вне зависимости от того, принимала ли Москва Олимпиаду в 1980 году или нет. Даже косметический ремонт зданий, связанных с Олимпиадой, подпадает под стремление советских властей улучшить международный имидж Москвы. Что же касается нового строительства, то Олимпийская деревня должна стать новым жилым микрорайоном столицы, а основной олимпийский пресс-центр планируется сделать штаб-квартирой Агентства печати «Новости». И, судя по всему, была острая необходимость в дополнительном терминале в аэропорту Шереметьево и в новом Главпочтамте.



Иностранное участие – ключевой элемент в подготовке к Олимпиаде, несмотря на желание Москвы провести эти спортивные состязания в советском духе. В таких сферах, как оборудование электронной поддержки и жилищные условия для туристов, Советскому союзу просто не хватает опыта, чтобы соответствовать западным стандартам. Заказы на товары и услуги, связанные с Олимпиадой, западным поставщикам выросли до 500 миллионов долларов.

СССР запустили довольно агрессивную программу, чтобы получить прибыль для облегчения валютной нагрузки, вызванной такими расходами. Ожидаемые доходы в пределах 250 миллионов долларов США должны были компенсировать половину прогнозируемых валютных расходов на Олимпиаду. Более 100 миллионов планируется получить только из продажи прав на телевизионное вещание. Значительные суммы также будут получены от иностранных путешественников. В частности, Советский Союз требует, чтобы туристы из США выкупали туры, как минимум на 15 дней, в маршрутах которых Москва является лишь одним из нескольких пунктов назначений по всему государству. Даже если прибыль в валюте не сможет перекрыть расходы, СССР сумели снизить утечку собственных валютных резервов за счет широкого использования недорогих западных кредитов. По сути, они перенесли обязательства по выплатам олимпийских кредитов на 1980-ые года, когда увеличится объём поступлений от туристических объектов, оставшихся после летней Олимпиады, что позволит компенсировать выплаты западным кредиторам.

На самом деле, Москва вполне может получить чистый приток твёрдой валюты от Олимпиады. Расчёты показывают, что в следующем году СССР может даже оказаться в плюсе. После 1980 года Союз может получать прибыль от использования олимпийских объектов в туристической сфере, даже если будет задействовано только 25% в период 1981-1985.

Введение

СССР активно готовится к 22-ой Олимпиаде. Благодаря успешному проведению Игр, Союз надеется завоевать международный авторитет. Подготовка к Олимпиаде спровоцировала определённые перестановки в приоритетах советского государства, а руководству страны приходится сталкиваться с растущими экономическими трудностями. С политической точки зрения, освещение событий в СМИ и огромное количество иностранцев привлечёт к СССР беспрецедентное внимание общественности, в котором деятельность диссидентов, а также контакты между западными туристами и советскими гражданами могут оказаться серьёзной проблемой для правительства страны. В данной разведывательной оценке обстановки раскрыты эти вопросы, а также изучены: (1) степень подготовки Союза к Олимпиаде (статус объектов, объёмы ресурсов, задействованных для проведения состязаний); (2) экономические издержки, с которыми сталкивается СССР и роль западных поставщиков; (3) средства, с помощью которых советское государство финансирует Олимпиаду и его достижения в возмещении затрат.

Рисунок 1

Предыстория

Царская Россия была вовлечена в Олимпийское движение практически с первых дней его существования. Россия была одним из 12 членов-основателей Международного олимпийского комитета, а российские спортсмены принимали участие в нескольких Олимпиадах в период с 1896 – 1912 года. После Первой мировой войны революционная Россия выходит из МОК и организовывает собственную спартакиаду («Спартакиада народов СССР»), а также Красный спортивный интернационал в качестве альтернативных спортивных состязаний. После Второй мировой войны СССР присоединился к Олимпийскому движению, а после участия в ряде региональных европейских чемпионатов, советские спортсмены участвовали в летней Олимпиаде, проходившей в 1952 году в городе Хельсинки.

Хотя Хрущёв выразил заинтересованность в проведении Олимпийских игр 1957 года в СССР, впервые серьёзная заявка на проведение этих международных спортивных соревнований от Союза поступила только в 1970 году, когда его главными соперниками стали Лос-Анджелес, стремящийся использовать Олимпиаду в качестве кульминации празднования своего двухсотлетия, и Монреаль, который в конечном счёте и оказался победителем, принимая игры в 1976 году. Четыре года спустя Москва выиграла тендер на проведение в 1980 году летних Олимпийских игр, опередив тот же Лос-Анджелес, благодаря (1) советским гарантиям по финансированию необходимых спортивных и туристических объектов, а также (2) общему мнению членов МОК, что пришло время провести Олимпиаду в коммунистической стране.

Структура организационного комитета

Олимпиада 1980 года представляет для Советского Союза огромную проблему в сфере строительства, управления, предоставления услуг и безопасности (смотрите рисунок 2). Чтобы справиться с этими трудностями, в Москве создают в марте 1975 года организационный комитет «Олимпиада-80». Эта структура осуществляет контроль за всеми аспектами проведения Игр – от строительства спортивных сооружений до организации самих соревнований, в том числе, сбор средств, реализации мер безопасности, продажа билетов, общение со СМИ, работа с персоналом. Комитет работает посредством отдельных комиссий, координирует деятельность советских министерств, предприятий и других организаций, связанных с проведением Олимпиады (рисунок 3).

Медведь Миша — официальный символ Олимпийских игр

Центральный стадион им. В. И. Ленина

Спортивный комплекс «Дружба»

Олимпийская деревня

(В оригинале эта подборка фотографий названа Рисунок 2 — прим. statehistory)

22-ые Олимпийские Игры

Москва, СССР

Суббота, 19 июля 1980 – Воскресенье 3 августа 1980

Официальные места проведения

26 стадионов и спортивных комплексов в Москве

Парусный спорт – Таллин

Футбол – Киев, Минск, Ленинград

Участники:

12 700 спортсменов

3 500 судей

40 000 (приблизительно) зрителей

3 500 журналистов

3 000 техников вещания

2 миллиарда телезрителей

Стоимость

3 миллиарда долларов США

250 миллионов долларов доходов в твёрдой валюте, 500 миллионов долларов расходов.

Структура организационного комитета по подготовке к Олимпийским играм 1980

Рисунок 3

Комитету был присвоен статус внешнеторговой организации, что позволило ему работать непосредственно с зарубежными фирмами по закупке оборудования и продаже прав на олимпийскую символику. Комиссию комитета по безопасности и общественному порядку возглавил заместитель Министра внутренних дел, а Комиссию по приёму и расселению – глава Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму в СССР. В Комитете были даже отдельные ведомства по пропаганде и спортивным программам, а также отделы по связям с общественностью, логистике и взаимодействию с другими Олимпийскими организациями. В других городах, принимающих Олимпиаду, также создавались подобные оргкомитеты, которые подчинялись главному.

Члены Комитета отбирались, исходя из их навыков, опыта работы в спортивной сфере, статуса в государственном аппарате. Председатель комитета, Игнатий Новиков, весьма опытный человек, работающий не только в строительной отрасли, но и в высших правительственных кругах. Он один из 13 заместителей Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина, член ЦК КПСС, а также глава Государственного комитета СССР по делам строительства (Госстрой). Его назначение, несомненно, отражает приоритетное значение для советского правительства завершения постройки спортивных объектов и связанных с Олимпиадой зданий. Ответственный секретарь Оргкомитета, Александр Гресько, уже имел опыт работы в олимпийской сфере. Именно он вёл переговоры с Международным олимпийским комитетом за право Москвы принимать Игры, к тому же, Гресько также выступал в роли координатора советской команды на Олимпийских играх в Монреале. К другим руководящим членам Оргкомитета относятся Сергей Павлов, который 11 лет занимал пост главы Комитета по физической культуре и спорту, а также руководил Национальным олимпийский комитетом СССР; Владимир Промыслов, председатель исполнительного комитета Моссовета, Аллан Стародуб, главный редактор ТАСС,

Отличия проведения Олимпиады в Монреале

В подготовке к Олимпийским играм в 1976 году Монреалю довелось столкнуться с рядом трудностей, которые стали для организаторов состязаний в Союзе настоящими уроками. С самого начала Оргкомитет в Монреале – COJO (Comite Organisateur des Jeux Olympiques) – стремился из Олимпийского парка создать впечатляющий художественный памятник. Из-за этого организаторы пренебрегли строгим учётом расходов, составлением чёткого и выполнимого графика работ, использовали чрезвычайно сложные способы строительства. Недостаточное сотрудничество местных организаторов и федерального правительства в Оттаве и без того усложнило проведение Игр в Монреале. Нехватка рабочей силы и забастовки лишь усугубили опоздание начала строительных работ. В результате, плановые затраты были превышены на 500%, провинция Квебек и сам город Монреаль остались с кредиторской задолженностью в 800 миллионов долларов США, несмотря на первоначальные заявления организаторов из COJO о том, что Олимпиада будет проводиться на основе самофинансирования. Кроме того, когда начались сами состязания строительные работы на Олимпийском стадионе ещё не были завершены, и даже после окончания Игр многие объекты требовали значительной доработки.

СССР должен был избежать многих проблем, с которыми столкнулась Канада, отчасти из-за особенностей самой советской системы, а также от преимуществ планирования не на региональном, а на национальном уровне. К тому же забастовки весьма редкое явление в СССР. Сам режим может использовать труд молодёжи и военных с целью ускорить выполнение важных проектов, а также свободно перемещать рабочую силу между регионами и проектами, что гораздо легче, нежели в условиях рыночной экономики. Советские организаторы, в отличие от канадских чиновников, подошли к подготовке Олимпиады с разных сторон, учитывая дальнюю перспективу. Союз стремится уменьшить расходы на строительство. В частности, не планировалось возводить объекты, которые использовались бы исключительно для Олимпиады

Опыт проведения спартакиады

Последняя Спартакиада как в западной, так и в советской прессе, освещалась, как генеральная репетиция Олимпийских игр. По мнению большинства, это мероприятие явно было успешным с технической точки зрения, несмотря на ряд организационных трудностей, которые обнаружились буквально в последний момент. В частности, нескольким атлетам проблемы с визами помешали принять участие в Спартакиаде, а некоторые спортивные объекты были раскритикованы зарубежными спортсменами. Большинство других проблем были не столь значительными. По имеющимся сведениям, определённые трудности были с информационной системой, особенно с переводом имен и названий на кириллицу перед тем, как эти данные вносились в компьютер, а затем снова воспроизводились в первоначальном алфавите. Из-за того, что главный трек Центрального стадиона имени В.И. Ленина не был в хорошем состоянии, состязания прошли с избытком мировых и личных рекордов. Здания на проспекте Мира не были готовы к использованию. Советские чиновники с лёгкостью признали эти недостатки, пообещав устранить их до начала Олимпиады.

Тем не менее, Спартакиаду нельзя считать полноценной проверкой. Иностранных спортсменов было немного, и лишь несколько спортсменов мирового класса приняли приглашение СССР поучаствовать в соревнованиях. Что более важно, так это отсутствие достаточного количества зрителей. Вопрос о пустых трибунах советские чиновники списали на неподходящую погоду. Полномасштабную проверку на готовность к Олимпиаде Союз пройдет летом 1980 года, когда рекордное число туристов заполнит Москву.

СССР в качестве принимающей стороны

Москве придётся столкнуться с рядом внешнеполитических проблем ещё до начала летних Олимпийских игр. К ним относятся: дилемма Китая и Тайваня, участие стран, которые Союз не признал, или недружественных ему государств, участие Федеративной Республики Германия и Западного Берлина, угроза бойкота странами третьего мира. Руководство Союза также понимает, что исключительная публичность, свойственная международному спорту, предоставляет угрозу идеологического загрязнения, а также возможность для проведения национальной выставки. Для принимающей Олимпиаду стороны будет крайне сложно препятствовать туристам изучать и судить о советском образе жизни и уровне благосостояния. Кроме того, Союзу будет сложно скрыть от своих же граждан очевидное богатство иностранцев, которое не может не отразиться в играх. Тем не менее, СССР решились улучшить свой международный престиж посредством проведения Олимпиады и, в конечном счете, мы думаем, что в интересах советского руководства, чтобы игры прошли с минимальным количеством происшествий.

Вопрос аккредитации команды

Большинство проблем, включающих представительство, перенесло с прошлых Олимпийских игр. Из-за этого СССР попал в очень неудобное положение, ведь в прошлом открыто одобрил одного участника из каждого спора.

Китай-Тайвань. В конце ноября Международный олимпийский комитет одобрил резолюцию, обеспечивающую участие команды КНР в олимпийских соревнованиях. Китайской Народной Республике будет разрешено участвовать на правах законного члена МОК. Тайваню, которому не позволили использовать свой флаг и гимн, будет выступать под эгидой «Олимпийского комитета Китайского Тайбэя». Решение МОК практически полностью удовлетворило требование Пекина, что его команда будет единственной китайской сборной. Москва заинтересована в том, чтобы КНР участвовала в играх без происшествий. Союз будет стремиться извлечь любую пропагандистскую выгоду, которая поспособствует улучшению его отношений с Китаем. Если бы в Олимпийских играх было разрешено участвовать Тайваню, а не Пекину, то первая в мире «социалистическая Олимпиада» прошла бы без самого густонеселённого социалистического государства.

Израиль. Ещё слишком рано прогнозировать, как СССР отнесётся к участию стран, которые они не признают, в частности, Израиля. У Союза с Израилем довольно неоднозначная политика бойкота. Хотя Израиль и не был приглашён на Спартакиаду в 1979 году, Москва во многих других случаях всё же принимала израильские группы и делегации. Так как спортивные отношения лишь дипломатическое признание, то СССР может признавать израильских спортсменов, поддерживая одновременно с этим политику непризнания и противостояние сионизму. Таким образом, Москва может аргументировать свои действия, ссылаясь на Олимпийский кодекс. Согласно ему, некоторые спортсмены могут участвовать на правах частных лиц, а также во время церемонии открытия и закрытия маршировать в параде в составе национальных групп и с использованием национальных символов, например, гимна и понятия флага. Сделав это, Москва всё же может параллельно активизировать антиизраильскую пропаганду.

Западная Германия / Берлин. Олимпийский кодекс также позволяет СССР решить вопрос об участии в играх спортсменов из Западного Берлина и ФРГ. Несмотря на существование двух немецких команд, Западная Германия все ещё посылает своих спортсменов на спортивные мероприятия в форме с надписью «Deutschland», настаивая на том, что они являются истинными представителями немецкой нации. Под давлением СССР Бонн, по-видимому согласился послать своих спортсменов в Москву в «западногерманской» форме. Хотя Союз не признает Западный Берлин частью территории ФРГ, Москва, в свою очередь, согласилась с тем, что в состав западногерманской команды будут входить спортсмены из Западного Берлина. Однако не исключено, что СССР ещё может потребовать, чтобы представители Западного Берлина выступали, как отдельная группа, предложив им, скажем, маршировать в виде отдельного блока сразу за западногерманской делегацией.

Бойкот стран третьего мира. Москва всерьёз опасается бойкота стран третьего мира. На играх в Монреале спортсмены из 28 африканских стран, а также Гайаны и Ирака отказались участвовать в состязаниях с Новой Зеландией, у которой были спортивные связи с ЮАР. Чтобы обеспечить участие стран третьего мира, СССР недавно подтвердили своё намерение отстранить ЮАР и Родезию от участия в Олимпиаде 1980 года. Председатель Олимпийского комитета СССР, Игнатий Новиков, заявил, что Союз солидарен с африканскими странами в том, что «активно выступает за исключение расистов из ЮАР и Родезии из всех международных спортивных федераций». Дабы обеспечить доброжелательность и участие стран третьего мира в Олимпиаде, Москва даже может взять на себя расходы многих команд из этих государств, как это было сделано во время Спартакиады.

Проблемы в области внутреннего контроля

Приоритетная цель Москвы в организации летних Олимпийских игр – представить миру отлаженное и зрелищное действо. Для этого режим должен быть готов к проблемам безопасности, связанным с многонациональным аспектом состязаний и массовым наплывом иностранных туристов и репортёров. К тому же советским властям следует учитывать возможность проведения демонстраций советскими диссидентами и правозащитниками, а также протесты иностранных государств и организаций, дабы свести к минимуму неблагоприятную гласность.

Комитет государственной безопасности (КГБ) и Министерство внутренних дел (МВД) несут основную ответственность за обеспечение безопасных условий на Олимпиаде. Во время самих игр будет увеличена численность штата этих организаций, что позволит справляться с большими скоплениями людей, а также обеспечит наблюдение с целью выявления вероятных нарушителей. Жесткий контроль за внутренними переездами будет препятствовать посещению Москвы несанкционированных советских туристов, а билеты на соревнования будут распределяться по профсоюзным и молодёжным организациям.

Эффективный контроль за большей частью зарубежных гостей может обеспечиваться посредством обычных советских ограничений на туристическое и гостиничное бронирование. В СССР надеются предотвратить неудобства, связанные с чрезмерным количеством туристов с помощью строгого отслеживания числа иностранцев в Москве в любой момент. Западные страны выделяют определённое количество виз для путешествия в СССР во время Олимпиады. Ограничения зависят от олимпийского контингента определённой страны, её населения, количества туристов из этого государства, которые в прошлом уже посещали Союз. Только путешественники, бронировавшие номера через Интурист посредством официально уполномоченного туристического представителя в их родной стране, смогут получить визы.

США выделили самый большой блок таких виз (18 000), в то время, как западноевропейские страны получили всего 50 000. Каждое из 8 000 мест в городе, отведенное для американцев, во время состязаний 2-3 раза будет переходить другому туристу за все 16 дней Олимпиады. Каждый американский путешественник должен зарегистрироваться на двух или трехнедельный тур, позволяющий провести в Москве только 6 ночей. Время, не отведённое на соревнования, будет плотно заполнено запланированными осмотрами достопримечательностей, лекциями, концертами. Иностранцы, отставшие от своих туристических групп и желающие путешествовать самостоятельно, безусловно попадут под пристальное внимание властей.

С точки зрения Москвы, больше всего хлопот доставят иностранные гости из категории газетных и телевизионных репортёров, освещающих игры (около 3 500 человек). Чтобы контролировать журналистов, были созданы ультрасовременные пресс-центры, которые должны обеспечить представителей СМИ всей нужной информацией, что позволит освещать ход проведения Олимпиады. Все аккредитованные журналисты будут размещены в новой гостинице «Космос». Власти, без сомнения, будут пытаться ограничивать средства СМИ в некоторых олимпийских сферах. К тому же предупреждение контакта между репортёрами и жаждущими рекламы диссидентами может оказаться весьма трудной задачей. К примеру, NBC планирует использовать 5 мобильных фургонов в качестве составляющей охвата телевизионного вещания.

Советские диссиденты, отказники и эмигрантские группы могут использовать Олимпиаду в качестве платформы для публичных заявлений, поэтому власти могут принимать превентивные меры задолго до начала игр. Те диссиденты, кто считается наиболее проблемными, вероятно, будут изолированы перед началом состязаний. Хотя некоторые из них могут быть арестованы по обвинению в нарушениях Уголовного кодекса, большинство просто будут задержаны за пределами Москвы на неопределённый срок без предъявления официального обвинения. Возможно, именно в связи с этим диссидентское сообщество Москвы отмечает усиленное давление на еврейских активистов и правозащитников осенью 1979 года.

Вероятно, режим не будет вести себя неосторожно с обычными советскими гражданами во время Олимпийских игр. Тем не менее, последние постановления ЦК КПСС по совершенствованию законов для поддержания правопорядка (сентябрь 1979), усилению идеологической обработки (апрель 1979) повлияют на управление советской общественностью во время Олимпиады. К примеру, значительно усилился закон против пьянства, с проблемой которого сталкиваются приезжающие в СССР. Передовицы в газете «Правда», в которых подвергались критике неудачи правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в общественных местах, внушают опасения насчёт безопасности олимпийских туристов.

Два члена высшего руководства страны уже напрямую предупредили советскую общественность об опасности идеологического загрязнения, исходящей от гостей Олимпиады. В мае 1979 года первый секретарь Московского горкома КПСС В. Гришин посоветовал москвичам, которым доводится общаться с иностранными гостями, подчеркивать преимущества советского образа жизни и в то же время противиться «пропаганде идей и принципов, чуждых советскому человеку». Первый секретарь ЦК КП Грузии Эдуард Шеварднадзе на республиканском собрании партийных чиновников в июне 1979 года напрямую заявил, что в мире готовятся «силы» не только для спортивных сражений, но и для политических и идеологических баталий, а группы, враждебные СССР, намереваются использовать Олимпиаду для проведения «идеологической диверсии». Подобные предостережения, вероятно, только усилятся перед началом игр.

Московских студентов предупреждают держаться подальше от олимпийских туристов, которые, по утверждению властей, враждебны советскому образу жизни. Кроме того, молодёжь призывают докладывать местным органам власти о предложении подарков от иностранных гостей. Согласно некоторым источникам, занятия в школах закончатся на месяц раньше, а школьники будут направлены в летние лагеря и на экскурсии за пределами столицы.

Другие меры безопасности могут быть применены к предотвращению чрезмерного ограничения в услугах и удобствах во время игр, а также массовой скупки товаров народного потребления, которые «выставлялись» в магазинах, чтобы произвести впечатление на западных гостей. Ходят слухи, что на время Олимпиады в Москве могут ввести талоны, чтобы предотвратить возможность массовой скупки потребительских товаров. Представители Банка для внешней торговли СССР, тем не менее, опровергают это.

Кроме того, советские власти проявляют повышенный интерес к закупке устройств наблюдения у иностранных фирм. Прошлым летом западногерманский представитель американской фирмы получил заказ на 1 000 передатчиков и 10 автоматических радиопеленгаторов. Вместе с тем, возможность террористического акта, как в Мюнхене 1972 года, кажется минимальной, учитывая ту строгость, с которой советская система контролирует и управляет наплывом туристов.

Стоимость Олимпиады

Советские олимпийские планировщики уверены, что смогут воспользоваться преимуществами от зрелищного международного мероприятия. Прежде всего, СССР хочет представить миру первоклассное спортивное состязание в ухоженном городе. Тем не менее, те 3 миллиарда долларов США, которые были потрачены на проведение игр, делают их самыми дорогими на сегодняшний день. Вместе с тем западные критики лишь подливают масла в огонь, заявляя, что современные Олимпиады слишком дороги и трудноуправляемы, чтобы сохранить свой нынешний облик. Обеспокоенность все нарастающим увеличением расходов на проведение Олимпиады заставило организаторов из Лос-Анджелеса нанять исполнительного директора с хорошо развитыми финансовыми навыками. В Москве финансовому вопросу должностные лица также уделяют повышение внимание, что говорит о том, что Союз стремится избежать «финансовой катастрофы», которая произошла на играх в Монреале и обошлась Канаде в 1,5 миллиарда долларов США. Владимир Алхимов – председатель правления Государственного банка СССР, один из числа нескольких высокопоставленных чиновников, выразивших обеспокоенность тем, что Олимпиада может оказаться убыточной и заберёт слишком много ресурсов.

Усиленное строительство

В целом ведётся 99 официально назначенных олимпийских строек для возведения спортивных объектов, гостиниц, для транспорта и прочих сервисных центров. Из них 76 находятся в Москве, (См. рисунок 11), а остальные – в четырёх других городах, принимающих игры: Таллин, Киев, Ленинград и Минск. Опираясь на данные о сегодняшнем состоянии этих строительных проектов и темпы их реализации, мы считаем, что все Олимпийские и связанные с ними строения будут готовы до дня церемонии открытия Олимпиады.

Спортивные сооружения

По всей Москве строятся совершенно новые, а также ремонтируются уже существующие спортивные комплексы. Кроме Олимпийской деревни, в городе будет также несколько Олимпийских спортивных центров: на юго-западе Лужники, на севере проспект Мира, на западе Крылатское, на северо-западе Ленинградский проспект и Битцевский Лес, а на северо-востоке Измайлово-Сокольники.

Рисунок 4. Олимпийские объекты в Москве

Рисунок 5. Панорама комплекса «Лужники»

Комплекс «Лужники» – главный олимпийский объект – занимает 180 га и находится прямо через реку от Московского государственного университета. В нём же будут проходить церемонии открытия и закрытия Олимпиады на Центральном стадионе им. В.И.Ленина. Снаружи стадион был укреплён дополнительными железобетонными опорами, а внутри появились новые сидения, ложи для прессы, трибуны под навесом. Для проведения состязаний также подготовили искусственное покрытие. На юго-востоке комплекса обосновался универсальный спортивный зал «Дружба», фасад которого напоминает гигантского краба. Строительство здания было завершено в 1979 году, а впервые зал был использован для проведения соревнований по волейболу во время последней Спартакиады. В Лужниках также будут использованы и другие объекты для состязаний: Малая спортивная арена (сперва она была расположена под открытым небом, но затем ей обеспечили покрытие), а также отремонтированные Дворец спорта и плавательный бассейн.

На проспекте Мира, недалеко от Садового кольца, которое окружает центр Москвы, стоит новый большой спортивный комплекс – крытый стадион с трибунами на 35 тысяч зрителей и прилегающей ареной для состязания в водных видах спорта. Строительство этих объектов значительно отставало, но активизация усилий по их возведению в течение прошлого года принесла существенные результаты. В мае 1978 года на месте стадиона (по размерам он чуть больше, нежели крытый стадион Capital Centre в Вашингтоне) был только скелет из стальных балок, спустя год вся конструкция была практически завершена. Однако ещё много необходимо сделать внутри и вокруг объекта, а также усовершенствовать бассейн. Во время Олимпиады стадион будет одновременно принимать соревнования по боксу и баскетболу. На арене для водных видов спорта запланированы основные состязания по плаванию и прыжкам в воду. Учитывая, что комплекс расположен недалеко от музеев и театров, он, безусловно, будет в центре внимания как спортивных, так и культурных мероприятий, который будут проходить уже после игр.

Комплекс «Крылатское», расположенный на западе Москвы – ещё одно новое строение — велодром, впечатляющее своей архитектурой. Он построен в виде эллипса, повторяющего форму самого трека. Здесь будут проходить состязания по велосипедному спорту. Рядом находится 13,5-километровый велотрек с асфальтовым покрытием, а также поле для стрельбы из лука. Все эти объекты уже завершены. В 1973 году здесь был построен всемирно известный искусственный гребной канал. Недавно к старым трибунам, расположенным в конце 2,3-километрового водоёма, добавили ещё несколько новых.

Спортивный комплекс на Ленинградском проспекте состоит из сооружений двух спортивных клубов – Динамо и ЦСКА. Усовершенствованные объекты Динамо включают стадион на 56 000 мест и Малую спортивную арену. Через дорогу находится Центральный спортивный клуб Армии, довольно большое строение, вмещающее две отдельные арены и впервые использовавшееся во время Спартакиады. Неподалеку есть универсальный спортивный зал, в котором во время Олимпиады будут проходить баскетбольные матчи женских команд.

Соревнования по конному спорту пройдут в Битцевском Лесу. Все объекты здесь – конкурное поле, трибуны, конюшни и снаряды для стипль-чеза – специально построены для Олимпийских игр. В Измайлово, прилегающему к Центральному институту физической культуры, был реконструирован футбольный стадион и построен универсальный спортивный зал. В Сокольниках, расположенных в нескольких километрах к западу, в настоящее время расширяется Дворец спорта.

Также во время Олимпиады будут использованы ещё несколько объектов. Так, в Мытищах, северо-восточном пригороде Москвы, был отремонтирован стрелковый клуб Динамо, а в районе Химки-Ховрино завершается строительство универсального спортзала. Кроме строительства и ремонтных работ сооружений в Москве, в Ленинграде, Минске и Киеве были усовершенствованы футбольные стадионы, а в Таллине – яхтенный центр. В каждом из этих городов будут проходить олимпийские соревнования.

Размещение участников

Больше 12 000 иностранных спортсменов, тренеров и инструкторов будут размещены в новой Олимпийской деревне – быстроразвивающемся жилом районе на юго-западе Москвы. Он состоит из трех групп по шесть 16-этажек, а также расположенных рядом учебных заведений, ресторанов, магазинов, больниц и культурных центров. После Олимпиады деревня будет преобразована в жилой микрорайон (автономный комплекс жилых домов и учреждений бытового обслуживания), в котором поселится 15 000 жителей. В Таллине заканчивается строительство ещё одной Олимпийской деревни, всего на 600 человек. Заметный прогресс был достигнут именно в Москве, в которой до середины 1977 года строительство было только на ранней стадии. Олимпийская деревня смоделирована по принципу многоквартирного дома, доминирующего в СССР. В её возведении применялись сборные блоки, изготовленные заранее. Благодаря сочетанию таких материалов и приоритетности выполнения олимпийских объектов с максимальным привлечением трудовых и строительных ресурсов, деревня оказалась выполнена на довольно высоком уровне, в отличие от большинства других примеров советского строительства.

Рисунок 7. Комплекс Измайлово

Вместе с тем, результативность строительства туристических объектов в СССР не столь хороша. Наплыв 600 000 путешественников, из которых 200 000 иностранцы, исчерпает ресурсы Москвы до предела. С помощью зарубежных строительных бригад Союз планирует построить 10 гостиниц в Москве, что увеличит общую вместительность города на 25 000 мест, в результате столица сможет предложить около 75 000 мест (См. таблица 1). Один из крупнейших гостиничных комплексов в мире достраивается в Измайлово на северо-востоке Москвы, где пять тридцатиэтажных зданий сможет принять 10 000 посетителей во время игр. Большие кемпинги, в том числе один для международных молодёжных групп, а также несколько пансионатов строятся для туристов на окраине Москвы. Для советских туристов планируется использовать общежития общей вместительностью 40 000 человек. Кроме того, предвидится несколько плавучих отелей для олимпийских туристов, заказанных у одной финской судостроительной фирмы.

Стоит отметить, что 75 000 мест в отелях гораздо ниже того, что изначально планировали советские организаторы. Изначально предусматривалось размещение 300 000 иностранных туристов (до 100 000 одновременно). Позднее начало строительства, продолжительные переговоры с западными фирмами о контроле качества, а также необходимость использовать иностранную рабочую силу, привели к тому, что СССР пришлось сократить планы с 20 и более новых отелей с 45-50 000 мест до 10 гостиниц с 25 000 мест соответственно.

Таблица 1. Новые гостиницы СССР

Среди гостиниц-новостроек только отель «Космос» соответствует классу люкс. В целом, лишь около двух третей из 75 000 мест в Москве будет отвечать западным стандартам качества, однако и это количество будет сокращено из-за необходимости дополнительно резервировать номера для представителей МОК, журналистов и почётных гостей СССР. Многие советские гостиничные номера не оснащены теми удобствами, которые заграницей считаются само собой разумеющимися, к примеру, обслуживание номеров или отдельная ванная. Отели столицы могут одновременно принять около 30 000 иностранных туристов. Представители стран Восточной Европы и стран третьего мира будут размещены в гостиницах низкого класса, а также в общежитиях, пансионатах и кемпингах.

Из-за смены условий размещения, СССР решил урезать количество иностранных зрителей, которых может принять Москва во время игр. С первоначальных прогнозов в 300 000 человек предварительный показатель посещаемости значительно упал. В 1978 году Союз ожидал около 240 000 туристов, но недавно один западный источник сообщил, что эта цифра сократилась до 160 000.

Кроме того, советским организаторам пришлось отказаться от создания ресторанов быстрого питания по типу американских. Вместо этого планируют открыть временные столовые возле гостиниц, спортивных объектов, парков, а также установить торговые автоматы на главном Олимпийском стадионе и основном туристическом аэропорту Шереметьево. Помимо усовершенствования уже существующих кафе и ресторанов также строятся новые.

Связь. К Олимпиаде строится несколько новых центров связи. Так, семиэтажный Олимпийский пресс-центр на Зубовском бульваре, практически в центре города, обеспечит условия для 3 500 журналистов. После игр здесь обоснуется Союз журналистов СССР и Агентство печати «Новости». Телевизионный комплекс «Останкино» расширяют, добавляя специальные сооружения для Олимпийского телерадиовещательного центра. В Лужниках, рядом с универсальным спортзалом, будет расположен Технический центр управления, оснащённый компьютерным оборудованием, который также будет служить в качестве официального центра информационного телевещания. Международный и междугородний телефонный коммутационный центр и два новых почтовых отделения также строятся в других районах Москвы. Все эти объекты либо уже завершены, либо находятся на заключительном этапе строительства.

Транспорт. Транспортное сообщение будет иметь решающее значение во время Олимпийских игр. Места соревнований разбросаны по всей столице. Главным транспортным средством станет хорошо развитый и расширяющийся московский метрополитен. Три основных олимпийских арены – Лужники, проспект Мира и Ленинградский проспект – расположены недалеко от станций метро. Другие спортивные объекты также находятся рядом с остановками. Международные авиакомпании будут использовать новый терминал аэропорта Москвы – Шереметьево-2, который ещё находится на стадии строительства. Два других аэропорта, Домодедово и Внуково, а также ещё один в Таллине, расширяются. Ремонтируются дороги и мосты, строятся развязки, объездные пути, заправки и площадки для стоянки и отдыха. Официальные трассы Олимпийских маршрутов в настоящее время расширены и улучшены. Москва работает над тем, чтобы связать Олимпийскую деревню и комплексы на проспекте Мира с уже существующими улицами. Также будет установлена компьютерная система контроля дорожного движения. Вдоль внешней кольцевой дороги создадут несколько парковок, чтобы избежать ожидаемых в центре города заторов. В столице также массово высаживают деревья, разбивают новые парки и сады.

Рисунок 8. Гостиница «Космос»

Рисунок 9. Пресс-центр

Рабочие силы, мобилизованные для подготовки к Олимпиаде.

Для выполнения олимпийской программы строительства, описанной выше, СССР должен был собрать значительные строительные ресурсы. Заместитель председателя Олимпийского комитета Коваль отметил, что строительные работы к Олимпиаде составляют 30% от всего объёма строительства в столице. Стремление закончить спортивные комплексы, места размещения туристов и другие объекты привело к тому, что множество ресурсов, в том числе и в строительном секторе, было перераспределено. Тем не менее, у нас нет никаких доказательств того, что неолимпийское строительство снизило свои темпы из-за подготовки к играм. В основном пострадали наименее важные проекты. Квалифицированные рабочие, каменщики и электрики, свозятся в Москву, чтобы ускорить отстающие олимпийские стройки — процесс, который, вероятно, и без того усугубляет проблемы с рабочей силой в таких регионах, как Сибирь и Дальний Восток.

Несмотря на привлечение рабочих в Москву, нехватка в трудовых ресурсах всё ещё ощущается. В конце 1978 года заместитель мэра Москвы заявил представителю западногерманского строительного предприятия, что местная строительная промышленность сократилась на 20 000 человек, что составляет 10% от общего объема строительных трудовых ресурсов столицы. Чтобы компенсировать нехватку рабочей силы, к олимпийскому строительству было привлечено около 23 000 комсомольцев и солдат. Более того, некоторые крайне важные проекты было просто переданы зарубежным строительным фирмам:

• С финской компанией, Peru Yhtyma, был подписан контракт на 8 миллионов долларов США, предусматривающий завершение строительства гостиницы для олимпийских туристов в Таллине, чей каркас уже был сделан советскими рабочими. 250 финских строителей должны полностью подготовить отель до конца мая 1980.

• Договор по отелю «Космос» был заключён с французскими подрядчиками, обязующимися предоставить рабочую силу, материалы, услуги архитектурного и инженерного плана. Подобные сделки были совершены и с финскими компаниями.

• Строители из Западной Германии занимались возведением пассажирского терминала в аэропорту Шереметьево.

• Югославские рабочие привлечены к строительству двух гостиниц в Москве.

При этом некоторые неолимпийские строительные проекты были свёрнуты в Московской области из-за перемещения рабочей силы. Замедлилось строительство жилья, при этом были объявлены моратории на строительство других объектов, в том числе медучреждений, телефонных систем, большинства административных зданий. Приезжие с Запада отмечают, что в Москве приостановилось строительство новых медицинских учреждений и пристроек к существующим больницам и институтам. Представители Госплана СССР заявляют о том, что из-за приоритетности олимпийского строительства нарушается планирование и впустую тратятся ресурсы и производственный потенциал. Помимо строительства, Союз обучает персонал для работы с иностранными туристами. Виталий Смирнов, заместитель председателя Московского оргкомитета, недавно заявил, что дополнительные 150 000 человек будут привлечены к обслуживанию огромного количества людей, которое ожидается в Москве. Сообщается, что Союз планирует обучить около 7 000 поваров западной кулинарии. Успех столь амбициозного плана по питанию туристов зависит от возможностей отдела общественного питания, пищевой и легкой промышленности, которые должны не только обеспечить едой олимпийских туристов и удовлетворить при этом их вкусы, но также выполнить требование, что все продукты должны быть советского или восточноевропейского происхождения. По некоторым данным, СССР уже начал заготавливать продукты для игр.

Не менее амбициозны планы обучить 4 500 московских таксистов и метрдотелей знанию английского, немецкого, французского и испанского языков. Sefri, французский подрядчик, строящий гостиницу «Космос», спонсирует однолетнюю программу обучения во французских отелях будущих российских поваров, официантов, горничных и носильщиков «Космоса». Интурист удвоил число гидов и переводчиков для работы с иностранными туристами, подключив к этому студентов, проходящих языковые курсы. По предварительным оценкам, СССР потребуется около 25 тысяч переводчиков.

Общая сумма затрат

Советские чиновники уклоняются от обсуждения стоимости подготовки к Олимпиаде. Так как они собираются широко использовать уже существующие объекты, то первоначально Союз планировал потратить на спортивные комплексы около 200 миллионов рублей (приблизительно 420 миллионов долларов соответственно паритету покупательной способности в сфере строительства в 1976 году) [Детальную дискуссию о определении курса доллар/рубль в 1970 г. смотри в ER-76-10068, «Курс рубля к доллару по паритету покупательной способности в сфере строительства», февраль 1976 г., без грифа секретности. Эти курсы были обновлены в 1976 г. и опубликованы в The Joint Economic Committee Compendium, Vol 1, «US and USSR: Comparison of GNP», 10 октября 1979 г., без грифа секретности] . Эта сумма не включает себя значительные капиталовложения, необходимые для создания Олимпийской деревни, туристических объектов и других вспомогательных структур, например, главный пресс-центр и новое почтовое отделение. Если добавить к расходам и эти статьи бюджета, то стоимость Олимпиады значительно увеличится.

По мнению западной прессы, реальная стоимость Олимпийских игр может составлять 6 миллиардов долларов США, при этом такая цифра кажется слишком завышенной, особенно учитывая довольно жесткий контроль Союза за расходами. В частности, руководство СССР начало сокращать строительство новых отелей, а советские закупщики в переговорах с западными фирмами постоянно жаловались на ограниченный бюджет и финансирование.

Учитывая довольно сильную зависимость Союза от уже существующих спортивных сооружений, которые были отремонтированы, а также известные нам факты о новых постройках, мы считаем, что наиболее реалистичной будет сумма в 1,5 миллиарда рублей (3 миллиарда долларов исходя из курса рубля к доллару соответственно паритету покупательной способности в сфере строительства), о чём заявил Владимир Промыслов, председатель Исполнительного Комитета Московского Городского Совета. Если добавить к этому стоимость олимпийских проектов за пределами Москвы, то эта сумма увеличится ещё на несколько сотен миллионов долларов.

Согласно многочисленным заявлениям советских чиновников, организаторы Олимпиады пытаются свести к минимуму роль иностранных фирм в подготовке к играм. Безусловно, это отражает определённые проблемы безопасности и желание сохранить советский дух этой Олимпиады, наравне с необходимостью уравновесить олимпийские потребности и другие экономические нужды в распределении дефицитной иностранной валюты. Сперва Союз рассматривал страны Восточной Европы в качестве источника 20% оборудования и услуг, и всего 5% отводилось для западных компаний. Всё остальное должны были обеспечить свыше 600 советских предприятий.

Москва, по сути, сделала значительные олимпийские заказы в Восточной Европе и других странах, в которых ходит неконвертируемая валюта, в частности, Венгрия, Югославия и Финляндия. Только венгерские заказы обошлись Союзу в 100 миллионов долларов. Венгрия является одним из самых передовых восточноевропейских государств в производстве электронных технологий, поэтому, несомненно выигрывает от своей роли спонсора на последних Олимпиадах, в особенности той, что проходила в Монреале. Сделки с Будапештом, о которых нам известно, касались преимущественно электронного оборудования разного рода – от магнитофонов, усилителей, светотехники и контрольных устройств до новых вещательных устройств и информационных табло для размещения результатов событий.

Югославские и финские предприятия наиболее активно участвовали в олимпийском строительстве. Так, Югославия получила контракт на постройку гостиницы в Севастополе и чуть меньшего отеля «Союз». К тому же югославские рабочие работали на французского подрядчика на стройке гостиницы «Космос». Благодаря своему расположению, Финляндия может использовать естественное преимущество перед другими иностранными фирмами, конкурирующими за работу в Таллине. Помимо строительства, финны также обеспечивают радиотелефоны для медиков и служб безопасности, противопожарное оборудование для вычислительных центров, созданных специально для игр. Данных о контрактах с остальными странами Восточной Европы практически нет. Польская фирма производит электронные жаровни для заведений общественного питания. Несколько сделок было проведено с румынским компаниями. Доклады о восточногерманских контрактах отсутствуют.

Таблица 2. Подборка контрактов СССР с западными поставщиками

И хотя в Москве не стоит ждать золотых гор, иностранные поставщики делают значительный вклад в подготовку к играм, при этом, он куда больше, нежели рассчитывал Союз. На сегодняшний день советские плановики сделали западным предприятиям заказов на поставку оборудования и услуг на сумму около 500 миллионов долларов. Цифра была бы больше, но в обмен на статус «Официального спонсора» СССР получал от компаний бесплатную продукцию и услуги. Наша сумма в 500 миллионов долларов основывается на суммах, указанных в известных нам заказах, что составляет около 450 миллионов долларов, включая кредитование. Мы считаем, что в эту сумму входят все основные олимпийские проекты, в каких участвуют западные фирмы, кроме того, мы добавили 10% на мелкие контракты, которые, вероятно были подписаны, но о которых мы ничего не знаем. Самые большие договоры были заключены на поставку компьютерного оборудования, цветных телевизоров, средств связи, а также на строительство ряда гостиниц и туристических объектов.

Больше половины из указанных 500 миллионов на товары и услуги от западных поставщиков было выделено на заказы во Франции и Западной Германии, менее 5 миллионов (1%) получили США (См. Приложение А Перечень договоров с западными поставщиками). Сотрудничество с США подразумевает только прямые закупки. Из общего подсчёта исключены заказы на аренду оборудования американских компаний, которые будут возвращены после окончания Олимпиады. Так, анализ заявок на импорт показывает, что к играм было заказано видеорегистраторов на сумму в 20 миллионов долларов, но на самом деле, нам неизвестно, сколько их реально продали). Французские предприниматели, предоставляющие официальные кредиты с низкой процентной ставкой, выиграли больше всего от олимпийских заказов. В дополнение к сделке на 120 миллионов долларов за гостиницу «Космос» на 3 500 мест, французские компании также поставляли на 40 миллионов долларов цветные телекамеры, средства для мобильной связи и компьютеры на 30 миллионов долларов. Германия получила контракт на 94 миллиона долларов за новый пассажирский терминал в Шереметьево. Также был проведен ряд более мелких сделок, начиная от оснащения дискотек и парикмахерских в Олимпийской деревне и до телевизионной поддержки, а также продажи товаров и услуг от Daimler-Benz. Япония – третий ведущий западный поставщик, обеспечивающий электронное оборудование и аппаратуру для вещания на сумму свыше 20 миллионов долларов.

Лишь несколько договоров было заключено с США на поставку оборудования для лабораторных испытаний, искусственного покрытия для дорожек, а также мини-компьютеров для сервиса бронирования номеров в отеле «Космос». Несколько причин объясняет столь слабое внимание к возможностям США: отсутствие конкурсного финансирования; агрессивная конкуренция с поставщиками из Западной Европы и Японии, способными предложить похожие технологи; советская реакция на задержки утверждения разрешения на экспорт компьютерных систем для ТАСС (в результате сделка была отменена); решение СССР сократить объём импортных закупок (советские плановики, к примеру, пересмотрели свои намерения пригласить в СССР западные компании, специализирующиеся на ресторанах быстрого обслуживания, из-за стоимости строительства и того, что они рассматривают подобные инвестиции в последнюю очередь).

Вместе с тем, присутствие США будет заметно в Москве. Многие американские, а также другие западные компании, приобрели статус «официальных спонсоров» Олимпиады 1980 года как с целью рекламы, так с намерением совершить прорыв на советском рынке. Соглашения между оргкомитетом и западными поставщиками определяют взносы в виде денег, товаров или того и другого. Ценность определяется важностью товара для Союза и/или уровнем конкуренции за эксклюзивные права на поставку. Большинство денежных взносов были в пределах 100-250 000 долларов США, однако Coca-Cola заплатила 6 миллионов долларов и обеспечила на 4 миллиона долларов концентрата напитка и новый завод по разливу за исключительное право поставлять безалкогольные напитки на Олимпиаду (эту позицию торговая марка занимает с 1928 года). Точно так же Levi Strauss передаст 23 000 наборов джинсовых брюк и жакетов для должностных лиц и работников, которые занимаются проведением игр.

Компании, реализующие дорогую, высокотехнологичную продукцию, для которых публичность имеет небольшое значение, не проявляют большого интереса к тому, чтобы стать официальным олимпийским спонсором. Поэтому Союзу пришлось покупать компьютеры и телекоммуникационное оборудование. Исключение составляют лишь те случаи, когда соглашение со спонсором является частью более крупного договора, предусматривающего продажу продукции западной компании наряду с не денежными взносами. К примеру, реализация фототоваров компании Kodak-Pathe (Франция) и спортивной формы от Adidas (ФРГ).

У Москвы есть некоторые проблемы с поставляемым с Запада оборудованием. Так, система компьютеризированного управления воздушным движением (УВД) для Московской области и ЭВМ, обеспечивающая коммутацию сообщений для советского новостного агентства ТАСС, могут быть не готовы к Олимпиаде. Первоначально Союз планировал приобрести оборудования в США для этих проектов. Стоимость и эмбарго заставили советских организаторов обратиться к западноевропейским компаниям, и именно это решение повлекло за собой задержки в подготовке.

Финансирование игр

СССР планирует заработать на проведении летней Олимпиады, благодаря подготовке всех условий для её успешного проведения. Многое будет зависеть от того, как страна примет эти соревнования. Если Союз не сможет справиться с иностранными туристами, то советское общество останется в проигрыше. Москва явно знает о такой возможности, но рассчитывает её избежать посредством программы тотального строительства, интенсивным курсам по обучению персонала, направленных на удовлетворение западных вкусов и потребностей. Другой ловушкой может оказаться общение советских и иностранных граждан. Насколько тесно в СССР смогут контролировать это взаимодействие остается под вопросом.

С точки зрения расходов чистые экономические траты невелики. Доходные программы, к примеру, национальные лотереи, должны помочь компенсировать 200 миллионов рублей непосредственных затрат на олимпийские спортивные сооружения. На основе финансовой модели известных и прогнозируемых потоков твёрдой валюты, а также довольно консервативных предположений относительно остаточной чистой прибыли от туризма после Олимпиады, вся подготовка должна стать доходным проектом СССР. Наши расчёты показывают, что Москва уже в 1980 может покрыть свои расходы на зарубежные траты с помощью дисконтированного потока денежной наличности. Доходы становятся максимальными, во многом благодаря настойчивому требованию проводить предоплату размещения туристов. А вот расходы снижаются через использование недорогих западных кредитов.

Вместе с тем, косвенных расходов, связанных с приёмом Олимпиады, может оказаться значительно больше. Преимущественно, это нематериальные затраты, которые практически невозможно измерить. Как уже отмечалось, приоритет Олимпийских игр реализуется за счёт других программ, особенно в том, что касается строительных ресурсов, мобилизации и обучения рабочей силы.

Источники дохода

СССР намеревается заработать как в твёрдой, так и неконвертируемой валютах, полученных во время Олимпийских игр. В соответствии со своей целью сделать состязания самоокупаемыми, оргкомитет Олимпиады-80 повышает уровень доходов, посредством программ, которые были использованы в Мюнхене и Монреале. Как и с расходами на Олимпиаду, наибольший доход планируется в рублях и в другой восточноевропейской валюте. Больше всего неконвертируемой валюты получали от лотереи «Спринт» в СССР и «Спортлото» в Венгрии, Чехословакии и Болгарии. До конца 1978 эти лотереи принесли около 200 миллионов рублей, что превысило советскую оценку отечественных затрат на создание олимпийских спортивных сооружений. Приблизительно 20% из 5,8 миллиона билетов на соревнования предлагают восточноевропейским туристам. Такие темпы продаж должны привести к заработку 10 миллионов рублей. Также советские организаторы воздерживаются от значительного дополнительного дохода за счет субсидирования 4,1 миллиона билетов, отведенные для советских зрителей. Эти билеты будут распространяться через профсоюзы предприятий и колхозы с 70-процентной скидкой от обычной цены, которую Союз утвердил, опираясь на размер доходов на Западе, что не по карману обычным советским гражданам.

Таблица 3. Ожидаемая для СССР прибыль от Олимпиады, млн. долларов

Вместе с тем, всё говорит о том, что основная часть усилий по привлечению доходов направлена на страны с туристов с твёрдой валютой. В настоящее время Союз должен восстановить примерно половину своих валютных затрат в 500 миллионов долларов, используя прибыль с Запада (См. таблица 3).

СССР заработает более 100 миллионов долларов США только на продаже прав на трансляцию западным странам. Наибольшую огласку получили в 1977 году договор между Гостелерадио и компанией NBC, обладающей эксклюзивными правами на трансляцию игр в США. Это соглашение предусматривает сделку на 87 миллионов долларов, из которых 52 пойдут на строительство и оснащение телерадиоцентра в Останкино, 22 миллиона – плата за право вещания, при этом дополнительных 13 миллионов было уплачено NBC непосредственно в Международный олимпийский комитет. Эти платежи осуществляются на протяжении 4 лет, последний был в 1980 году и покрывает все финансовые обязательства канала NBC. Оргкомитет подписал небольшие контракты и с другими странами, например, с компанией Eurovision в Европе на 20 миллионов долларов, с Японией на 9 миллионов, а также с представителями телерынка в Азии, Африке и Австралии.

Доходы от зарубежных зрителей составляют ещё один крупный блок валютных поступлений в пределах 65-70 миллионов долларов. Ожидается, что СССР посетят 80 000 туристов не из коммунистических стран, в том числе американцев. При этом им необходимо выкупить путёвку по принципу «всё включено», предусматривающую жильё, питание и экскурсии. Так 15-дневный тур для США будет стоить 525 долларов без учёта стоимости авиабилетов. По нашим расчётам, западные, в основном европейские, путешественники предпочтут более дешёвый вариант в 350 долларов. Эти доходы, которые до конца 1979 года Интурист должен получить в полном объёме, составят около 30 миллионов долларов. Кроме того, туристы будут совершать разнообразные покупки во время их пребывания в Союзе (сувениры, еда и т.д.). В среднем, за поездку каждый американец потратит 150 долларов, а другие иностранцы – 100, что в общей сложности принесёт прибыль в 10 миллионов долларов. При этом наша оценка покупательной способности туристов может быть неполной. Но и с превышением среднесуточных расходов, если каждый турист будет тратить 25 долларов в день, прибыль от этого не превысит 30 миллионов долларов.

СССР также требует, чтобы, по крайней мере, половина туристов из США летела в Союз и из него самолётами Аэрофлота. Если одна треть всех западных туристов воспользуется услугами «официального перевозчика Олимпийских игр», то по рыночным ценам страна заработает около 30 миллионов долларов. Первоначально Аэрофлот планировал запустить на международные довольно большое количество Ил-86 – советская версия Airbus, вместительностью до 350 пассажиров. Однако эта модель самолёта не справится с долгими трансатлантическими перелётами, поэтому, чтобы справиться с большой пассажирской нагрузкой, будут использованы новые модели Ил-62.

Как главные агенты для зарубежных посетителей, Интурист и Центральный совет по туризму будут распространять 1,7 миллиона билетов на спортивные соревнования, которые были выделены на всех иностранцев. Союз рассчитывает, что примерно 600 000 из этих билетов по цене в 12 долларов будут куплены туристами из стран с твёрдой валютой, что обеспечит прибыль в 7 миллионов долларов.

Олимпийский комитет также следит за продажами золотых, серебряных и платиновых памятных Олимпийских монет. В конце 1978 года Союз достиг соглашения с несколькими западными заказчиками, включая Occidental Petroleum (США) и Lazard Freres (Франция), о продаже монет по фиксированной цене, что должно принести около 200 миллионов рублей. Объем продаж был меньше ожидаемого и, вероятно, не превысит 50 миллионов долларов — суммы, которой удалось заработать монетной программе в Монреале. В сентябре 1979 года СССР заявил, что в одностороннем порядке отменяет поставки монет на Запад, мотивируя этого значительной разницей цен на металлы. В целом, организаторам может принести около 5 миллионов долларов продажа медалей, наборов специальных марок для коллекционеров, 2 800 разновидностей сувениров.

Зарубежные компании, преимущественно западные, как отмечалось ранее поставляли на Олимпиаду спортивные инвентарь, разнообразные товары, а также делали денежные взносы. По нашим предположениям, общая сумма этих взносов может составить около 15 миллионов долларов. Ингосстрах – советская страховая организация – обеспечит страховкой зарубежных конкурсантов, чиновников, журналистов на время пребывания в СССР. Полис применяется к автомобилям, спортивному инвентарю, а также к личным вещам. Общая сумма страховых взносов не превысит нескольких миллионов долларов.

СССР не может рассчитывать на поступление твёрдой валюты от представителей стран Восточной Европы и государств третьего мира, ведь большинство из них будет рассчитывать неконвертируемой валютой. Из восточноевропейцев только представители Югославии могут использовать твёрдую валюту.

Соотношение затрат и прибыли

Союзу удалось сократить свои валютные расходы с помощью использования недорогих внешних кредитов и требованием, чтобы все доходные статьи были оплачены наперёд. Кроме того, им удалось сдвинуть выплаты по олимпийским кредитам на период после завершения игр, что даст возможность использовать прибыль от туризма. До того момента, когда начнётся Олимпиада, в распоряжении СССР должны будут быть все средства, относящиеся к доходам. Так, последние выплаты по правам на трансляцию в США в размере 5 миллионов будут выплачены в апреле 1980, а вот туристические взносы за проживание должны были оплатить ещё до конца 1979 года.

Рисунок 10. Приблизительная оценка чистого притока твёрдой валюты в СССР от Олимпиады (с учётом кредитов и без них)

Наши расчёты показывают, что в следующем году Москва покроет свои расходы, благодаря движению наличных средств. А за период 1981-1985 годов СССР окажется в чистой прибыли. Вместе с тем наши прогнозы, как правило, консервативны по отношению к доходам от постолимпийского туризма. Однако, если туризм после Олимпиады не достигнет уровня в 25%, то Союз столкнется со значительным снижением потока твёрдой валюты. Мы также провели альтернативный расчёт, позволяющий определить экономию от использования западных кредитов. Без привлечения этих средств СССР пришлось бы совершать дополнительные расходы в пределах 70 миллионов долларов.

Приложение А

Перечень договоров с западными поставщиками

Приложение Б

Основные предположения по оценке объёма валютных потоков, связанных с Олимпийскими играми

Статьи доходов

Права на трансляцию:

• Контракт с США предусматривает выплату 74 млн долларов в несколько платежей (18 млн в 1977 году, 24 млн в 1978 году, 20 млн в 1979 году, и 12 млн в 1980 году).

• Договор с Японией предусматривает четыре равных платежей на общую сумму 9 миллионов долларов США в течение 1977-1980 годов.

• Переговоры с Eurovision закончились подписанием в 1978 году контракта на 20 миллионов долларов, выплаты по которому должны осуществляться, предположительно, с 1979 по 1980.

• Подробности сделок с другими, более мелкими, компаниями не сообщаются, но известно, что уже подписан контракт с Австралией и ведутся переговоры с представителями рынков развивающихся стран.

В чистом приросте по всей стране ожидается появление 15 тысяч гостиничных мест, пригодных для западных (валютных) туристов. 90-дневный туристический сезон даже при 50-процентной наполняемости обеспечит в среднем 680 тысяч туристических дней каждый год. (Западный турист тратит около 100 долларов США в день на проезд, питание, проживание по преобладающей ставке для интуристов).

Советский Союз заработает в пределах 50 миллионов долларов на продаже памятных Олимпийских монет за границей. Первая половина этой суммы будет получена в 1979 году, вторая – в 1980.

Около 15 миллионов долларов СССР заработает на сборах от официальных поставщиков и спонсоров – в пределах 100-250 тысяч долларов от каждого из них. (Размер и стоимость неденежных взносов от официальных спонсоров указывается лишь в том случае, когда она обозначена в первоисточниках).

За 1979 и 1980 года СССР заработает 5 миллионов долларов от продажи разнообразных Олимпийских сувениров (выдача разрешений на их продажу и роялти).

Около 7 миллионов долларов Москва получит от продаж билетов западным туристам.

Статьи расходов

Все сделки до 10 миллионов долларов, как предполагается, были оплачены по наличному расчёту в течение полугода после подписания контракта. Соглашения свыше 10 миллионов долларов реализуются посредством кредитования сроком на 8 лет под 7,25 % годовых. Предусмотрен первый взнос в 15%, выплата распределена на 2 части: 5% при подписании и 10% при поставке.

Учётная ставка

Расходы и поступления были приведены к ценам 1976 года на 8%, чтобы скорректировать их с учётом инфляции и изменением стоимости денег с течением времени. Ставка приближается к стоимости капитала на Западе.

Рисунок 11. Олимпийские объекты в Моск

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.