wpthemepostegraund

Чапаев, одна винтовка на троих и советская пропаганда

пропаганда  
20 век  

То, что “одна винтовка на троих” во время Великой Отечественной войны – это миф, много раз уже писалось, в том числе и на нашем сайте.
Однако, источники мифа до сих пор остаются неясными. Возможно, ясность поможет внести Василий Иванович Чапаев.

Одним из анекдотов про Чапаева был такой – “Зачем вы в десятый раз идёте смотреть фильм “Чапаев? -Жду, вдруг выплывет!”.
С началом Великой Отечественной войны дождались – Чапаев выплыл.
Фильм «Чапаев» обрёл счастливую развязку. 31 июля 1941 года был выпущен агитационный короткометражный фильм “Чапаев с нами”, в котором Чапаев, по прежнему в исполнении актёра Бориса Бабочкина, вылезал на берег и обращался к зрителям с призывом бить фашистов. Для нашего исследования интерес представляет текст речи.

На 1-й минуте 37 секунде Чапаев говорит -“Была у меня одна винтовка на троих, а стреляла за пятерых. Был у меня один пулемёт, а стрелял за полста. Была мне придана артиллерия – одна пушка, и та стреляла по праздникам, а врага били, гнали, и из своей земли выгнали!”

Антисоветски настроенный человек сразу же подумает, что упоминание народным героем Чапаевым “одной винтовки на троих” должно было подготовить солдат к такой же ситуации в боях 1941 года.

Однако далее, в 2:57 Чапаев говорит следующее – «Чтобы победить их, это мне известно. Это мне, Чапаеву, хорошо видать. Великолепное у вас оружие. Такое оружие, что ничего не страшно. Великолепные у вас бойцы – поди у каждого сапоги есть. Великолепные птицы у вас летают по небу – не перечесть. Танков ваших..А про артиллерию я уж и не говорю. И весь народ с вами. И какой народ – такого народа ещё может ни в одной другой Европе нет».

Таким образом, видно, что «одна винтовка на троих» и «пушка, которая стреляла только по праздникам» используется для противопоставления с текущей ситуацией, когда Красная армия вооружена великолепным оружием и про недостаток в артиллерии и говорить не приходится. Между прочим, если говорить о реальном Чапаеве, то в литературе о нём ничего не упоминается о том, что в его дивизии была “одна винтовка на троих”.

Данный агитационный ролик посмотрело очень большое количество солдат. Поэтому вполне вероятно, что именно чапаевская фраза про «одну винтовку на троих» и стала если не источником мифа, то оформила миф именно в такой форме – что именно винтовка, и именно одна на троих, а не на четверых или пятерых.

Чапаева в целях антинемецкой пропаганды использовали и другим образом.

Первую мировую войну у нас иногда называют «забытой войной». Этому есть свои объяснения – после 1945 года ПМВ полностью отошла в тень Второй Мировой. Кроме того, большевики открыто призывали к поражению России в Первой мировой, об этом было известно советским гражданам, а потому использовать победы русского оружия, которые и в той войне тоже были, в целях пропаганды было не с руки.

Однако, всё-таки Чапаев и тут пригодился.

В 1941 году вышла книга Н. Никитина и В. Лебедева «Чапаев на германском фронте».

Книжка повествует о том, как Чапаев заработал свои награды на той самой забытой Первой мировой войне. Чапаев – народный герой, противник тогда тот же, что и сейчас – немцы. Вполне логично, что раз бил тогда Чапаев – будущий красный командир – немцев, будет бить их Красная Армия и сейчас.

И ведь было что рассказать в книге. Василий Иванович был действительно храбрым воином.

Вот что пишет его правнучка Евгения Чапаева в своей книге «Мой неизвестный Чапаев» про то, как её прадед получил свой Георгиевский крест 3-й степени (у Чапаева были Георгиевские кресты всех 4-х степеней, то есть он был полным георгиевским кавалером):

Команду пеших разведчиков именовали «охотничьей». Самих же разведчиков, разумеется, «охотниками». В их обязанности входили: переход линии фронта с целью выявления расположения передовых сил и резервов противника и захват пленных.

Василий Иванович Чапаев был сильным «охотником». У него многие учились сноровке, смекалке и решительности. Разведчиком он был от Бога. Противник зорко нес службу. Если что ему почудилось — сразу ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь! Казалось, что мышь и та не перебежит незамеченной. Не то, чтобы человек! И все же… однажды произошел случай, который очень ослабил позиции австро-венгров и поднял дух русских. А случилось вот что…

Боевая обстановка на фронте у населенного пункта Сновидов, где располагались части Белгорайского полка, сложилась крайне неблагоприятно для русских. Под вечер австрийцы неожиданно атаковали сторожевую роту и ворвались в окопы. В рукопашной схватке полегло много бойцов роты, а оставшиеся в живых вынуждены были отойти на вторую позицию. В числе раненых был и фельдфебель роты Василий Иванович Чапаев.

Несмотря на ранение в голову, он задумал дерзостную операцию. Уткнувшись головой в бруствер окопа, притворился мертвым. Австрийцы, обходившие ночью опустевшие окопы русских, ушли, выставив предусмотрительно свой пост невдалеке от Чапаева. Пост состоял из трех человек. Они добросовестно дежурили. Часто вставали со своих мест и проходили по несколько метров вдоль окопов. Развели костер. Достали кружки и стали рассказывать друг другу небылицы. Рассказывали не долго. Стало страшно. Ведь кругом лежали русские покойники. Тогда было решено всем вместе пройтись вдоль окопов и еще раз просмотреть обстановку. Так и сделали. Самый полный из них подошел к лежавшему Чапаеву и носком сапога повернул его голову в сторону. Василий не произнес ни звука, и австрияк ничего не заподозрил.

Убедившись, что кроме мертвых никого в округе нет, противник вернулся к костру и через какое-то время позволил себе расслабиться, а именно выпить немного крепкого и задремать. Тот, что трогал Чапаева, оказался самым стойким. Он долго плевал на нагрудные кресты и протирал их замусоренным рукавом. Потом улыбался кому-то невидимому, словно мысленно разговаривая. Но и он «сдал позиции». К утру все трое спали, а костер почти перестал гореть. Сон ведь самый сладкий на заре…

Чапаев решил, что настал очень удобный момент и «воскрес» из мертвых. Он подкрался к наблюдательному посту, оглушил одного так, что тот уже никогда не придет в сознание, а двух других обезоружил. Приказал им подняться, взять на руки раненого русского товарища и нести в сторону отошедшей роты.

Каково же было изумление солдат, когда они увидели живого Чапаева, да еще с раненым товарищем и двумя пленными австрийцами. Ведь ему пришлось притворяться мертвым около восьми часов. Ни пошевелиться, ни вздохнуть… Да еще с раненой головой!

Этот подвиг был очень высоко оценен командованием: приказом по 82-й пехотной дивизии фельдфебель Василий Чапаев был награжден Георгиевским крестом 3-й степени за проявленное мужество, исключительную смелость и отвагу в тылу противника в бою под местечком Сновидов.

Случай этот стал широко известным и приобрел статус легенды. О нем с удовольствием рассказывали во всех частях дивизии братья по оружию.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.