wpthemepostegraund

Александр Лозинский – создатель курорта Яункемери

города  
биография  
20 век  

Первоначально данная статья опубликована на сайте baltnews.lv в рамках проекта “Русские портреты в истории Латвии”.

В мае 1912 года строители срочно завершали на пляже в Новом Кеммерне (Яункемери) сооружение морского павильона. А 3 июня официанты этого заведения уже наливали в бокалы пришедшим на банкет важным господам дорогое шампанское. Что же отмечалось в морском павильоне?

Формально то, что по инициативе директора Управления Кеммернских минеральных вод Александра Александровича Лозинского из Кеммерна (Кемери) в Новый Кеммерн (Яункемери) был пущен первый трамвай. А фактически — и создание курорта Яункемери!

Не случайно на банкете зачитывалась поздравительная телеграмма от заместителя министра торговли и промышленности Российской империи. Ведь дело было сделано архиважное: как уже говорилось, Александр Лозинский не только связал курорт Кеммерн с морем, но и способствовал созданию еще одного курорта — Нового Кеммерна. Конечно, нельзя сказать, что в Новом Кеммерне до открытия трамвайного сообщения никто не жил. Однако на банкете в морском павильоне доктор Лозинский не случайно сравнил одного из местных жителей с Робинзоном Крузо. Ведь до строительства трамвайных путей немногочисленным жителям Яункемери было очень непросто добираться до более обжитых мест, они чувствовали себя почти как на необитаемом острове.

Необычный факт: в 1913 году, в годовщину первого трамвайного рейса, банкет в морском павильоне Нового Кеммерна решили повторить. Специально для того, чтобы чествовать Александра Александровича Лозинского. Дело в том, что уже было известно: замысел директора Управления Кеммернских минеральных вод полностью себя оправдал. За первый год работы новой трамвайной линии трамваи рижского завода «Феникс» перевезли по ней 116 тысяч пассажиров, что обеспечило маршруту неплохую прибыль. А газета «Взморье» писала: «В Новом Кеммерне приступили к планировке улиц…».

Понадобилось создание улиц, по данным той же газеты, в связи со строительством здесь большого числа дач.

Если для создания курорта в Яункемери доктор Лозинский обеспечил условия, то курорт Кемери сделал более известным и фешенебельным. Число отдыхающих за время руководства курортом Александром Александровичем стремительно увеличивалось, сюда стали приезжать лечиться больные из Европы и даже из Америки.

Бесспорно, Александр Лозинский был талантливым и неординарным человеком. Родился он в дворянской семье, окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге и так же с отличием — Военно-медицинскую академию. Писал стихи, сочинял музыку, был полиглотом — владел английским, немецким, французским, польским, латинским, арабским языками, языком хинди.

В юности он рисковал жизнью, отправившись в провинцию бороться с эпидемией холеры. Еще студентом продемонстрировал задатки ученого и мог остаться при академии, но предпочел должность младшего врача на строительстве Западно-Сибирской железной дороги в городе Курган.

В 1905 году А. А. Лозинский защитил докторскую диссертацию, а годом ранее в возрасте 35 лет был назначен директором курорта Кеммерн.

А.А. Лозинский

К тому времени в Кеммерн давно уже была проложена железная дорога, здесь построили красивый парк. Но за десятилетие руководства курортом доктора Лозинского число отдыхающих здесь, как уже говорилось, выросло более чем вдвое. За счет чего? Александр Александрович оказался талантливым администратором.

Под его руководством Кеммерн превратился в курорт европейского уровня: было построено новое, суперсовременное для того времени здание для приема ванн, увеличилось число врачей, появилась возможность позвонить из телефона-автомата в Ригу, выросло количество магазинов. В курзале каждый вечер играл оркестр (но только до 11 часов вечера — курорт всё-таки был лечебным).

Господин директор Управления Кеммернских минеральных вод не только благоустроил Кеммерн, но и всячески пропагандировал курорт. Начала выходить газета «Кеммернский сезонный листок», был выпущен путеводитель по Кеммерну на русском, латышском и немецком языках. В итоге, курорт стал столь популярным, что оказались оправданы прямые рейсы поездов Москва-Рига-Кеммерн и Санкт-Петербург-Рига-Кеммерн.

Как мог отдыхать курортник в Кемери чуть более ста лет назад? Вполне мог, живя на даче, с утра сходить принять грязевую ванну, затем съездить на поезде в Ассерн (Асари) за местными деликатесами — очень дешево купить здесь копченую салаку, клубнику или малину (ягодные плантации в Ассерне в то время были столь велики, что в клубничный сезон каждый день вагон сладкой ягоды отправляли в Санкт-Петербург). Вернувшись с покупками, отдыхающий мог погулять по красивому парку, пообедать на своей даче или в кафе и отправиться на трамвае к морю. Благо, в Новом Кеммерне успели благоустроить пляж, разместив там и скамейки и кабинки для переодевания. А вечером можно было послушать в курзале музыку — чем не Европа?

Доктор Лозинский заботился о малоимущих, прежде всего, из числа рижан: в 1912 году на курорте бесплатно пользовались грязевыми ванными 500 бедных больных. Несмотря на этот убыток, курорт за год принес прибыль в 29 тысяч рублей — директор оказался хорошим хозяйственником.

Александр Александрович вел и научную работу, можно даже утверждать, что благодаря ему курорт стал одним из центров научной бальнеологии. В 1916 году Александр Александрович издал трехтомник «Бальнеология практического врача», по которому учились несколько поколений докторов-бальнеологов.

Несмотря на огромную занятость, А. А. Лозинский находил время ездить в Ригу на заседания «Общества русских врачей». Поясним: эта рижская организация объединяла не только русских по национальности медиков, в нее принимали любого доктора, учившегося в российском вузе. Поэтому хорошими знакомыми Лозинского стали заместитель председателя общества, зубной врач Карлис Баронс (сын знаменитого фольклориста), доктор Петерис Сникерс — будущий генерал в Латвийской Республике, руководитель военно-санитарного управления…

Вскоре после начала Первой мировой войны Александр Лозинский был призван в армию, служил в Рижском военном госпитале.

После Октябрьской революции как неблагонадежный из-за дворянского происхождения был выслан из Петрограда с запретом преподавать и жить в крупных городах. Но, невзирая на гонения, Александр Лозинский страну не покинул. После окончания ссылки в 1925 году профессор Лозинский десятки лет проработал на курорте в Пятигорске, умер в 93 года.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.